Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу -пророчества Захарии-Глава 3 -(1) И показа ми Господь Иисуса Иерея великаго,
Глава 3
(1) И показа ми Господь Иисуса Иерея великаго, стояща, пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную его, еже противитися ему. Диавол наносил вред Иудеям, со всех сторон окружая и угнетая их врагами. Как в лице волхвов противодействовал он Аарону, отцу Иисусову, так противится теперь священнику, сыну Ааронову, и строит ему козни, стараясь очернить имя Святаго Божия. Словами же, что диавол стоял одесную священника, показывается, что он, сколько возможно, усиливается развратить нравы праведников.
(2) И рече Ангел Господень к диаволу: да запретит тебе Господь избравый Иерусалима. Поелику ты пришел искушать священника иерусалимского и погубить Иерусалим в то самое время, когда Господь избрал их, и обетовал сохранить невредимыми, то за сие да запретит тебе Господь, Которого верность хотел ты уничижить, думая, что можешь расстроить советы Его. Сие главня исторжена из огня; то есть народ сей есть головня, после семидесяти лет исторженная из огня вавилонского. Обожженною же головнею называет Пророк народ израильский и священника; потому что они как из огня исторгнуты из плена. А ты, говорит Пророк диаволу, пришел снова вовлечь их в грехи, чтобы, избавившись от огня халдейского, попалены они были огнем племени Гогова.
(4) Отъимите ризы гнусныя от него и облецыте в ризы добрыя. Ризы гнусные, снятые с первосвященника Иисуса, суть уничижение и вавилонские нечистоты, прекращение священнодействий, пребывание без священнослужения, и поношение плена, когда лишен был он священных облачений и удален от жертвенника. В другом смысле первосвященник Иисус, сын Иоседеков, поставленный Богом священствовать у Израильтян по возвращении их из плена, также Ангел Господень, стоящий близ него, и диавол, стоящий по правую его сторону, еже противитися ему (1), были образами будущего; именно: Иисус первосвященник изображал собою первосвященническое служение Слова Божия, Иисуса Христа, Который поставлен и послан Богом Отцом Его быть для нас великим и верным Иереем исповедания нашего, и Который, излияв кровь Свою, соделался для нас очищением. Тем, что диавол стоял одесную Иисуса, сына Иоседекова, представлен образ Иисуса Бога нашего, Сына Иоседекова, то есть Сына Бога праведного, Который Духом Святым, сим Ангелом Господним, возведен был в пустыню искуситися от врага диавола (Мф.4:1). А что разуметь под облечением Его в ризы гнусные, сие объясняет в пророчестве своем Исаия, говоря, что Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис.53:4). Наконец, Ангел повелел совлечь с него ризы гнусные; и сим представлен нам образ Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи всего мира, понес их, и соделался очищением о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира (1Ин.2:2); ибо таковым очищением, в Нем совершенным, совлечены и с нас гнусные ризы. Иисуса же облекают в одежды добрые, и возлагают кидар чист на главу его; - сие изображает благодать Святого Духа, дарованную нам всыновлением. Ангел рече к стоящим пред лицем его, то есть сослужителям Иисусовым, которые для велелепия священства сопровождали Иисуса.
(5) Возложите кидар чист на главу его. Священнику, служившему пред наступлением плена, сказано было: сниму с тебя украшение и кидар (Иез.21:26), который на главе твоей; теперь же Ангел повелевает, говоря: на главу возвращающегося из плена священника возложите кидар чист.
(7) Аще в путех Моих пойдеши, и повеления Моя сохраниши, и ты разсудиши храм Мой, и сохраниши двор Мой, то есть будешь владыкою в дому Моем, и дам тебе сынов, которые по преемству будут служить предо Мною.
(8) Послушай Иисусе и искреннии твои, мужи дивозрители, седящии пред лицем твоим: се Аз ввожду раба Моего Востока, то есть Зоровавеля, который будет подобен восходящему солнцу, потому что озарю его блеском побед. В таинственном же смысле относится сие к Иисусу истинному Спасителю, Который здесь называется и рабом, потому что уничижил Себя, воплотившись, облекшись в наше подобие, для нашего спасения восприяв на Себя по воле Своей зрак раба; Востоком же называет Его Пророк, потому что Он есть сияние славы Отца и образ Ипостаси Его (Евр.1:3). Мужи дивозрители, бывшие с Иисусом первосвященником, сыном Иоседековым, таинственно представляют нам святых Апостолов, учеников Христовых, которым дух пророческий явственно указует на Христа, говоря: се Аз ввожду раба Моего Востока. А по словам других мужами дивозрителями именуются здесь Пророки.
(9) Зане камень, егоже дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть. Камнем называет Пророк царское достоинство; камень дан пред лицом Иисусовым в таком же смысле, в каком царское достоинство дано пред лицом Самуиловым. На камени едином седмь очес суть. Это семь дивных мужей, стоявших на стражбе царства, которые, как очи самого владыки царства, смотрят во все концы его владений. В смысле таинственном семь очей на одном камне изображают Церковь, которой открыты семь духовных созерцаний. Се аз отверзу дверь его (то есть Иерусалима) во век, то есть будет он наслаждаться миром и безмятежием. В высшем смысле отверсты двери Церкви, как сказал Пророк Исаия: отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе спасенных Господом (Ис.60:11). Се аз отверзу дверь, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу, и возьму неправду земли оныя в день тот (10) созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу; т.е. опустошу землю, и опять сделаю ее богатою и населенною, но соделаю это для Меня, то есть возвращу ее к служению и поклонению Мне.
По другому переводу написано: се аз изрыю ров, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу всю обиду земли оныя в день един. В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу. В смысле таинственном ископанием рва Пророк называет прободение святых ребр, в чем Господь осязал и увидел, то есть всем открыл и обнаружил, злобу и нечестие против Христа, таившиеся в проклятом и неистовом народе иудейском. Итак, ископанием рва в смысле таинственном Пророк именует прободение ребр Христовых, как и Псалмопевец Давид в своем псалме говорит: ископаша, т.е. пронзили, руце Мои и нозе Мои (Пс.21:17). Сим прободением святых ребр заглаждены грехи всего мира; оным обнаружено все нечестие Израиля в тот един день, в который Христос вознесен был на крест. В день сей изгнаны из виноградника прежние его делатели, и вошли делатели новые. На сие-то делание виноградника желая указать, Пророк упоминает о винограднике и смоковнице, и говорит: созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу. Сим означается, что всякий будет содействовать ко благу искреннего своего, теми добродетелями, какие соберет для себя, усладит ближнего своего.
Глава 4
(2) И рех: видех и се свещник злат, и светильце верху его, и седмь светильник верху его. Златой свещник, по обыкновенному толкованию, означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство; семь светильников означают семь царских споспешников, подобных тем, какие были при Езекии. Таковыми споспешниками были теперь Холдай, Товия, Адай, Иасиа, Аггей, Малахия и сам Захария. В смысле духовном златой свещник представляет нам образ святого креста; светильце на верху его есть Церковь; семь светильников означают вождей Церкви Божией, каковы суть: Апостолы, Пророки, учители и приявшие дарование чудотворения, исцеления, правления и заступления (1Кор.12:28).
(2) И седмь чашиць светильников. (3) И две маслины едина одесную светильца его, и едина ошуюю. (14) И рече ко мне: сии два сынове тучности, яже предстоят Господеви всея земли. Семь чашиц у светильника изображают, что труд, какой приимет один из семи споспешников, будет трудом не одного, но многих, потому, что все прочие будут содейственниками ему. Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают дух правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство. В смысле же духовном семь чашиц у светильника означают, что церковное учение есть общее достояние и назидающих и назидаемых; две маслины, из которых одна на правой, а другая на левой стороне, изображают два завета, также священство и царское достоинство. Два сына тучности, то есть сыны помазания, суть народ иудейский и народы языческие.
(6) Сие слово Господне к Зоровавелю: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе Моем, глаголет Господь Вседержитель. Что умыслил Зоровавель, то совершит он, но не своею силою и не своею крепостью, а Моим Духом, действующим в нем, как действовал прежде в Самсоне, и споспешествующим ему.
(7) Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля? Ты не более, как равнина. Почему ты, племя Гога, почитаешь себя горою великою? За что уподобляют тебя, горе великой? Что умышляешь против Зоровавеля? Пред Зоровавелем ты распадшаяся гора; хотя почитаешь себя горою великою, но в самом деле ты равнина. И изнесу камень первейший равенства и благодати. Камень равенства, потому что все колена единодушно подчинятся Зоровавелю; и камень благодати, потому что правление его будет для них вожделенно, по причине славных побед и кротости.