Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу Чисел-В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские,

(16) И сочте Моисей сынов Левииных, которым заповедано было наблюдать над облаком: (17) и сии сынове Левиины от имен их, (18) сыны Гирсони: Ловени и Семей. (22) Число мужеского пола их от месяца и вышше седмь тысящь и пятьсот. (23) Они располагались станом к западу от скинии и должны были носить (25) скинию и покровы ее, и покров дверей скинии свидения, (26) и опоны двора, и завесу дверей двора, иже есть у скинии, и верви скинии, со всеми ее принадлежностями. (27) Сынове Каафовы: Амрам, и Иесаар и Озиил; (28) число мужеского их пола от месяца и вышше осмь тысящь и шесть сот. (29) Они располагались станом на юг от скинии, и должны были носить (31) кивот, трапезу, светильник, алтарь и сосуды алтаря или святая, в нихже служат. (20) Сынове Мерарины: Мооли и Муси. (34) Число мужеского их пола от месяца и вышше шесть тысящь и двести. (35) Они располагались станом на север от скинии, и должны были носить (36) главицы скинии, и вереи ея, и столпы ея, и стояла ея. Моисей и Аарон занимали (37) место сопреди к востоку от скинии. Все число левитов (39) от месяца и вышше было двадцать две тысячи. Сыны Гирсоновы изображают раба, которому дан один талант; сыны Мерарины - раба, которому даны два таланта; а сыны Каафовы - раба, приявшего пять талантов. В ином смысле сыны Гирсоновы суть образ кающихся, Мерарины - праведников, Каафовы - совершенных. И еще: сыны Гирсоновы изображают Пророков, Мерарины - Апостолов, Каафовы - служебных духов. И наконец, сыны Гирсоновы представляют земных, Мерарины - небесных, Каафовы - Престолы.

(47) Да возмеши по пяти сикль на главу, двадесять пенязей сикль, (48) и даси сребро Аарону и сынам его. Такой сикль сделан был, вероятно, самим Аароном, и запечатан его печатью: число всех служащих левитов было семь тысяч восемьдесят пять.

Глава 5

(1) Повели сыном Израилевым, да изгонят из полка всякаго прокаженнаго, и всякаго проливающаго семя. Сие заповедано с намерением возбудить Евреев к размышлению, что, если нечистыми делают и невольные осквернения, то кольми паче мерзки грехи произвольные. А также побуждало сие отлучаемых и принужденных жить вне жилищ своих озаботиться о том, чтобы скорее очиститься, войти снова в жилище свое и присоединиться к сонму.

(6) Муж или жена, иже аще согрешит, (7) да отдаст преступление истое, и пятую часть да приложит к тому, емуже согреши. Сей закон распространяется и на согрешивших в том, что, по какой-либо причине, не вносили десятин в назначенное время. (12) Мужа, мужа аще преступит жена его, (13) и утаится сие от очию мужа ея, и укрыется, (24) жрец напоит жену водою обличения; (28) и аще не будет осквернена жена, останется невредима, и плодствавати будет, то есть, если прежде была неплодна, то за обиду вознаграждена будет разрешением утробы ее. Поелику же она нестрогою и вольною жизнью возбудила в муже ревность, то должна подвергнуться очищению, а муж как страж ее, должен очистить ее от греха. (18) В руце же жреца да будет горькая вода обличения. Это была вода, над которою жрец произносил проклятия, и которая потому называлась водою укоризны.

Глава 6

(2) Муж или жена, иже аще отлучит себя, и даст обет назорейства, чтобы быть назореем Господу, (3) елика делаются от грозд винных, да не пиет, (5) и бритва да не взыдет на главу. Назорей, которому повелено не пить вина и сикера во все время назорейства, изображает еврейский народ, которому законодатель дал заповедь, также отринуть нравы египетские, подобные опьяняющему вину, как отрекся он от употребления вина, и не вкушать сикера, то есть не входить в общение с Хананеями. Ибо вино есть образ учения египетского, а сикера - образ учения Хананеев, опьяняющая же сила того и другого - нечестия жителей Египта. Грозды свежие и сухие изображают дела Египтян и Хананеев, кость и скорлупа суть останки их нечестия. В другом смысле: вина и сикера да не пиет, то есть, да не позволяет плоти своей упиваться страстями, и духу своему возмущаться помыслами. Сверх того, закон, запрещая есть грозды, повелевает отсекать всякий отпрыск страстей; а запрещая есть кости и скорлупу, учит заботиться и о маловажном. Назорею повелевается растить волосы на голове в ознаменование того, что должен он быть совершен в добродетелях; бритва да не взыдет на главу его, то есть да не позволяет он мирскому возобладать над лепотою души его. (9) Аще кто умрет у него, абие осквернится; то есть, если возобладает над ним, и приведен будет в исполнение, мертвенный помысл, то все добродетели его отъемлются у него.

Глава 7

(2) Приведоша князи Израильтестии (3) дары своя пред Господа, шесть колесниц покрытых и дванадесять волов. Двенадцать князей изображают служебных духов, а волы - Апостолов. Двенадцать колен, от которых произошли Пророки и Апостолы, были также образом их. Шесть колесниц изображаюсь шесть стран, в которые пронеслось Евангелие Христово. (18) Блюдо сребряно едино изображает нравы Апостолов, а сребряныя чаши изображают нравы Пророков. (14) Фимиамник, исполненный благовоний, изображает душу Еммануила, которую не возмущали греховные страсти. В другом смысле, серебряные блюда служат образом праведных, чаши - образом кающихся, фимиамник - образом совершенных. И еще: фимиамник представляет собою избранную Церковь, восходящую в скинию мысленную; а ароматы в фимиамнике изображают племена и народы, которые верою соединены в воню благоухания. И еще фимиамник, исполненный благовоний, изображает душу исполненную добродетелей, представленных под образом различных благовоний.

Глава 10

Облако над скиниею, иногда пребывало многие дни, а иногда оставалось не надолго. Нисхождением облака на скинию и воздвижением его указывалось время продолжительного, или краткого пребывания Евреев на месте. (11) Во второе лето, в десятый день второго месяца вознесеся облак от скинии. Так в первый раз вознеслось облако над скиниею, и перешло от Синая в Фаран.

(29) И рече Моисей Иоваву, сыну Рагуилеву: воздвизаемся мы на место, о немже Господь рече, сие дам вам: и что доброе сотворит нам Бог, сотворим тебе; (31) не остави нас: и будеши нам око; потому что он был муж способный управлять. Иовав сей называется тестем Моисеевым, но он был отец Иофора, тестя Моисеева; называется же тестем, как старец, притом старейший в семействе и глава дома. А тем, что Иовава просил Моисей идти, и он не пошел, изображается, как Еммануил призывал народ иудейский следовать учению Его, но Иудеи не последовали.

Глава 9

(2) Да сотворят сынове Израильтестии пасху. Пасха первая, совершенная в Египте, изображает радость праведных в настоящей скорбной жизни, радость неполную. Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ - человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5).