Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу Чисел-В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские,

Глава 12

(1) Возглаголаша Мариам и Аарон на Моисея, и обратившись (10) воззре Аарон на Мариам, и се прокажена. Мариам, как повествует Писание, укоряла жену Моисееву и самого Моисея. Говорили Аарон и Мариам: (2) еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше? Если бы одного Моисея избрал Бог истолкователем таин, то не глаголал бы к нам.

(11) И рече Аарон к Моисею: (12) да не будет сия, яко изверг извержен из ложесн матерних, и се уже пояде пол плоти ея. Ибо проказа повреждает и умерщвляет кожу на теле, останавливается в ней обращение крови, почему и не растут на ней волосы.

(14) И рече Господь к Моисею: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли седмь дней? Да отлучится седмь дней вне полка. Сие сделано для того, чтобы весь сонм, слыша о поступке Мариамы, и видя, как она наказана, устрашился. Ибо, если пророчица за продерзость языка понесла такое наказание на главе своей; то где обрящемся мы, когда согрешим? Если же Аарон не подвергся наказанию вместе с Мариамою, то сие даровано ему ради преимущественной чести, какую Бог дал священству. И если Бог так почтил и уважил в Аароне священство; то кольми паче должны мы чествовать священников и воздавать им должное уважение.

Глава 13

(4) И посла Моисей соглядатаев, (3) да соглядают землю ханаанску, мужа единаго от племене. Послал Моисей и Иисуса, сына Навина, из колена Ефремова, и он пошел с ними. Сделал сие Моисей, чтобы испытать и соглядатаев данным им поручением, и народ - тем, что скажут соглядатаи. Но вместо того, чтобы ободрить народ рассказами о жителях и возбудить сердца известиями о плодах земли хананейской, соглядатаи, по возвращении своем, стали устрашать Евреев. Только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из колена Иудина, ободряли народ, и хвалили землю и плоды ее. Соглядатаи, посланные Моисеем соглядать землю, служат образом Пророков и учителей, которые посылаемы были Богом на путь закона, чтобы привести народ к служению евангельскому.

(24) И урезаша оттуду ветвь, и грозд винограда един, и несли ее на жерди. Грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двоих разбойников.

Глава 14

(13) И рече Моисей ко Господу: услышат Египтяне, и скажут: (16) не возможе Господь людей Своих ввести в землю, о ней же клятся им, и потому погуби их в пустыни. Сие было сказано, чтобы обнаружилась любовь Моисеева: не из опасения лишиться своего начальства, но по любви ходатайствует Моисей за народ. Ибо ему обещано было, что, если и истреблены будут Евреи, то он будет начальником еще большего народа (Исх.22:10).

И сказал Господь: (28) якоже глаголасте, (29) в пустыне сей падут телеса ваша. Смерть поразила соглядатаев прежде других за то, что они заградили народу дверь в обладание землею, столь для них желанною; соглядатаи отверзли дверь шеола для шестисот тысяч, которые сошли туда после них.

Глава 15

(19) Отложите участие во отделение Господу: начаток теста вашего, хлеб отлучите. Бог повелевает из замешанного теста отделять часть, и прежде, нежели сами вкусят хлеба, отделенное отдавать жрецу, или бедным.

(23) Обретоша мужа собирающа дрова в день субботный. Собиравший дрова побит камнями; ибо он сделал нечто подобное тому, что сделано Замврием, сыном Салмоним. Замврий, в глазах Моисея и старцев, вошел к Хазви; а этот пред глазами всего покоящегося сонма вышел собирать дрова, и оскорбил святость дня, чтимого всем сонмом; а когда обвиняли его, говорил, что он сделал сие по забвению.

(38) Да сотворят себе рясны на воскрилиях риз своих в роды своя. Повелевается сделать рясны на воскрилиях риз в пособие памяти, чтобы не забывать им закона Божия.