Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу Чисел-В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские,

(12) Всяк тук пшеницы и вина, и начаток их, елика аще отдадят Господу, тебе дах я. Первородная вся в земли их, елика аще принесут, тебе да будут. Сынам Аароновым отдал Бог всех первенцев людей, и скотов, овец, тельцов, коз. (15) Вся первенцы человечестии, и первенцы скотов нечистых да искупятся: (17) обаче первородная телцев, коз и овец да не искупятся; мяса их да будут священникам, кроме тука, который должно было приносить на алтарь. (26) Аще отделите тук участия, (27) вменится вам, яко плод гумна и яко плод точила. Бог дал левитам десятину всех достояний и плодов. Народ приносил десятину левитам, левиты - Аарону, а Аарон - Богу.

Глава 19

(1) И рече Господь к Моисею, глаголя: (2) да приведут к тебе юницу рыжу непорочну, яже не имать на себе порока, (3) и дадут Елеазару, и да заколют пред ним. Юница рыжая, заколаемая жрецом, назначалась не для жертвы, как показываешь пепел юнчий, который был употребляем для очищения имеющих нужду в очищении. И как юница вся предавалась всесожжению, то из сего видно, что жрец и не для своей потребности заколал ее.

(18) И да возмет иссоп и омочит в воду муж чист, и да воскропит на дом и на сосуды. Иссоп и (6) соскание червленое употребляемы были, по их многоценности, как вещи, которые надлежало покупать, что в глазах народа придавало более важности делу, и он не мог пренебрегать сим, как чем-либо нестоющим никаких издержек.

Глава 20

(10) Созва Моисей и Аарон сонм пред камень, и рече к ним: послушайте непокоривии, еда из камене сего изведем вам воду? (12) понеже не веровасте Мне освятити Мя пред сынми израильтескими. Поелику Моисей не прославил Господа и не явил силы Его на камне, укорял народ; то и сам укорен за то, что, вопреки прежним примерам, ударил в камень два раза, когда вода была уже дана.

Глава 21

(6) И посла Господь на люди змиев ядовитых, и угрызаху людей. Потом (7) помолися Моисей о тысячах угрызенных, и был услышан. Но если он и сам согрешил: то почему не молился о душе своей? Хотя молился он, чтобы войти ему в землю обетованную, но не молился о прощении ему греха. А если он согрешил, то надлежало ему заботиться об отпущении греха, а не о земле ханаанской. Лучше было ему очистившись умереть в пустыне, нежели виновному в грехе войти в землю и увидеть ее. Значит, не молился он о грехе, потому что не было греха; молился же о земле, потому что желал войти в нее. Но чего желал он, того не дал ему Бог, а даровал, что было больше просимого. Ибо овладение землею было отложено на долгое время, а ему предварительно дано увидеть ее.

(9) Сотвори змию медяну, и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше. Евреев за то, что роптали на манну - хлеб ангельский, угрызали змеи, которые питаются прахом, и не ропщут на то. Пред дверьми скинии воздвиг Моисей сие изображение, чтобы туда обращали взор свой отвратившиеся мыслью от Бога, и чтобы досточтимым для них соделалось место, из которого исходило им врачевание. Представлен же в сем образ Того, Кто сказал: якоже Моисей вознесе змия в пустыни для исцеления сынов народа своего, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14) на крест для спасения вех народов.

(17) Тогда воспе Израиль песнь сию: восходи кладезь, пойте ему. (18) Кладязь сей ископаша князи, изсекоша его вожди народа, жезлами своими указали от пустыни в Манфанаил. Сказано: ископали кладезь князи, то есть, ископали принадлежавшие к дому Моисееву, иссекли вожди народа, то есть, начальники колен, указали его жезлами своими, то есть, властью своею. Говорят, что за Евреями шел и камень, и когда стояли они на одном месте, истекали двенадцать источников, а когда переходили с одного места на другое, источников не было, но не лишались однако же и воды; когда же приходили на место, тогда бывшие из дома Моисеева и начальники колен выходили с жезлами своими, воспевали хвалебную песнь, и источники наполнялись обильно водою. От пустыни в Манфанаил; (19) от Манфанаила в Наадиил, от Наадиила в Вамоф, долину на верх холма. Верх холма изображает естество Божие; Вамоф - Престолы; Наадиил - Ангелов; Манфанаил - Пророков; пустыня - явление Апостолов и призвание народов.

(27) Сего ради говорят приточницы: приидите во Есевон, то есть, придите Евреи в наследие свое. Да соградится и созиждется град Сион; хотя город сей был разрушен, когда овладели им сыны Израилевы, однако же после возобновили и воссоздали оный сыны Рувимовы, когда получили в наследие себе.

Глава 22

(13) И Валаам рече князем Валаковым: не попущает ми Бог ити с вами. Сказанное, что Бог не попустил Валааму проклясть народ, не означает, что, если бы Валаам проклял, то народ и был бы проклят, показывает же, что сатана не может вредить святым. (25) И узрев осел Ангела Божия, приложися ко ограде. (27) И бияте осля Валаам. Валаам три раза бьет осла жезлом, но не может заставить его идти. Осел Валаамов есть образ человеческого рода, который стал как бы колесницею диавола. Ослица, увидев Ангела, свергла с себя Валаама; так душа, сподобившись видеть Жениха в явление Его, свергла с выи своей чуждое иго, и соделалась колесницею Еммануиловою, быв прежде колесницею полчищ супостата.

Глава 23