«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Я думаю, что вся жизнь в нашем мире это хождение по водам. Общение со многими мирскими людьми похоже на то состояние, ког­да кричишь: «Господи, помоги, утопаю!»

Как проявляется живая вера к духовнику?

Подвиг послушания можно назвать таин­ством общения душ. При постоянном духовном общении нет сомнений в том, что духовник зна­ет твою душу, твои болезни, твою боль и может принять это на себя. От такого доверия к духов­нику и рождается живое послушание ему. Здесь необходимо сказать про выбор духовника. Дело в том, что существуют различные, условно гово­ря, психологические типы. Духовник может быть вполне православным, может быть даже очень высокой жизни, может быть аскетом, и в то же время сердце не открывается перед ним. А бывает, что при первом же разговоре с духовни­ком мы чувствуем, что он понимает глубины на­шей души. Сердце сердцу как бы подает весть и слышит ответ. С этого момента у человека рож­дается живая вера к духовнику. Если же такого чувства нет, то послушание становится формаль­ным. Оно может быть исполнено старательно и точно, но будет лишь внешним, а сердце останет­ся сокрытым и как бы запертым от духовника.

Вы сказали, что духовник знает немощи своего духовного чада и готов принять это на себя. Что значит «принять это на себя» ?

Принять на себя значит пережить эти состояния и как бы предстать в молитве перед Богом за это духовное чадо так, как будто бы грех совершил сам духовник.

Как научиться послушанию, если тебе уже за тридцать? Ведь чем старше, тем сложнее учиться.

Для того, чтобы научиться послушанию в тридцать лет, надо иметь чувство самоотверже­ния, а, прежде всего, нужна решимость. Так че­ловек, не умеющий плавать, должен заставить себя броситься в воду и побарахтаться там,без этого он ничему не научится.

Мы знаем, что преподобный Павел Препростый пришел к преподобному Антонию Великому в шестьдесят лет, но своим послушанием превзошел молодых учеников этого подвижника. Значит, возраст не помеха, только бы была у человека реши­мость.

С чего необходимо начать подвиг послу­шания?

Начать надо с исповеди с семилетнего возраста, чтобы духовник знал душу человека, его слабости, его болезни, его характер. Тогда духовнику легче давать советы и руководить. Святые Отцы и подвижники прежних времен видели человеческую душу как бы насквозь, но требовать прозорливости от людей, живущих в наше время, дышащих отравленной атмосфе­рой, не следует. Ищи духовника не прозорливо­го, а благочестивого.

Способен ли к послушанию современный че­ловек, имееющий массу страстей?

Я думаю, что как раз послушание и есть правильное начало борьбы со своими страстями.

Может ли человек, не имея правильного по­слушания, другими путями прийти к Богу?

Это очень трудный путь, можно сказать, что это путь ползком. При послушании с рассуж­дением человек идет по земле, в полном послу­шании он летает на крыльях, а когда он предо­ставлен самому себе,он ползет. Можно достиг­нуть цели и ползком, но это долгий и трудный путь, тем более что ползти надо по терновнику и острым камням.