«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Организация это тоже вид работы, но если сам начальник начнет работать, то своим примером он вдохновит подчиненных.

А если он последние силы на это положит, то организовывать уже ничего не сможет. Как быть тогда?

Поэтому я и говорю, что организация это тоже труд и работа, может быть, работа бо­лее умственная. Но если начальник иногда при­дет поработать вместе со своими подчиненны­ми, то это поднимет их дух.

Если у послушника очень хлопотное и требу­ющее многих попечений послушание, так что он ча­сто не имеет возможности полностью вычитать правило ко Причастию, то лучше ли причащаться редко, скажем, один раз в месяц или в два месяца, или лучше читать только молитвы ко Святому Причащению и причащаться чаще?

Святой праведный Иоанн Кронштадт­ский говорил, что можно прочитать и сокращен­ное молитвенное правило, но не надо лишать се­бя Святых Даров.

А вообще как часто надо причащаться?

Я считаю, что чем чаще, тем лучше. Ко­нечно, при определенных условиях, каковыми являются: внутренняя потребность человека, чувства покаяния и недостоинства.

Есть ли какая-то грань, когда слишком ча­стое причащение будет уже неполезно?

Неполезно бывает не тогда, когда чело­век часто причащается, а тогда, когда он частое причащение приписывает не милости и снис­хождению Божию, а как бы своему подвигу, и у него возникает мысль о превосходстве над дру­гими людьми.

Святитель Феофан Затворник советовал причащаться нечасто, он говорил, что от частого причащения происходит не благоговение.

Одни и те же Отцы в разных случаях го­ворили по-разному. Это, конечно, касается не их поучений и книг, а писем и бесед, которые были обращены к конкретным людям. Дело в том, что частное высказывание тому или иному лицу нельзя принять как мнение Отца. Это лекарст­во, которое он дал одному. А для другого, мо­жет быть, нужно другое лекарство. Поэтому бе­седы и письма имеют свою специфику: они но­сят личностный характер.

Как часто надо причащаться и исповедо­ваться недавно вступившему в обитель насельнику?

Чем чаще, тем лучше. Но так как в мона­стыре человек живет по благословению, то и здесь причащение должно включать в себя бла­гословение старца.

Какие качества должны быть присущи мо­настырю, чтобы его можно было почитать хоро­шим, чтобы в него можно было смело вступать?

Тот монастырь хорош, в котором сердце наше чувствует благодать.

А если человек сначала чувствует благодать, а через некоторое время понимает, что попал в ад?

Значит, вначале мы ощущали святыни монастыря, а затем наше внимание обратилось к людям с их недостатками.

«С преподобным преподобен будешь, а со строптивым развратишься» (Пс. 17, 26). Если входишь в монастырь, где одни строптивые насель­ники, то стоит ли там оставаться такому новоначальному, который ни понятий, ни добродете­лей не имеет? Или он только повредится?

Хуже там, где неправильно управляют, где заставляют делать неправильные поступки. Обычные же человеческие слабости это, мож­но сказать, повседневное явление. Монастырь это больница. А в больнице вы увидите и раны, и язвы, и гной, и бинты.

Как Вы относитесь к тому, что в наше время в женских монастырях подчас живут муж­чины, например, рабочие,при некоторых жен­ских монастырях есть даже мужские скиты, а в мужских женщины, поскольку там всегда есть женская работа?

Есть постановление VII Вселенского Со­бора, запрещающее общие монастыри, муж­ские и женские. Так что здесь налицо наруше­ние канона.