«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А как понять, что это Господь вразумляет, а не помыслы наши? Как выбрать из множества вариантов, которые предстают уму, верный?

Обычно то, что от Бога, то дает мир серд­ца, а когда это от нашего разума, то буря помыс­лов не прекращается.

Должен ли волновать человека, живущего в общине единодушных сестер под руководством об­щего духовника и руководителя общины более деся­ти лет, вопрос, кого духовник назначил старшей сестрой?

Я думаю, что везде должна быть опреде­ленная иерархия. И здесь, в общине, тоже долж­на быть своя маленькая иерархия, которую нуж­но принять и подчиняться ей. Святые Отцы ре­комендовали отсекать свою волю даже перед братом или сестрой, тем более перед старшими. Без этого невозможно вообще никакое дело.

Возможно ли человеку, живущему в общине, не рассматривать поступки других людей? Или это мера только совершенных людей?

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Когда ты будешь жить в монастыре, живи так, как будто ты странник, только что пришедший в него».

Достаточно ли начальствующим лицам быть только организаторами работы других людей, или им тоже надо принимать участие в работе?

Организация это тоже вид работы, но если сам начальник начнет работать, то своим примером он вдохновит подчиненных.

А если он последние силы на это положит, то организовывать уже ничего не сможет. Как быть тогда?

Поэтому я и говорю, что организация это тоже труд и работа, может быть, работа бо­лее умственная. Но если начальник иногда при­дет поработать вместе со своими подчиненны­ми, то это поднимет их дух.

Если у послушника очень хлопотное и требу­ющее многих попечений послушание, так что он ча­сто не имеет возможности полностью вычитать правило ко Причастию, то лучше ли причащаться редко, скажем, один раз в месяц или в два месяца, или лучше читать только молитвы ко Святому Причащению и причащаться чаще?

Святой праведный Иоанн Кронштадт­ский говорил, что можно прочитать и сокращен­ное молитвенное правило, но не надо лишать се­бя Святых Даров.

А вообще как часто надо причащаться?

Я считаю, что чем чаще, тем лучше. Ко­нечно, при определенных условиях, каковыми являются: внутренняя потребность человека, чувства покаяния и недостоинства.

Есть ли какая-то грань, когда слишком ча­стое причащение будет уже неполезно?

Неполезно бывает не тогда, когда чело­век часто причащается, а тогда, когда он частое причащение приписывает не милости и снис­хождению Божию, а как бы своему подвигу, и у него возникает мысль о превосходстве над дру­гими людьми.

Святитель Феофан Затворник советовал причащаться нечасто, он говорил, что от частого причащения происходит не благоговение.

Одни и те же Отцы в разных случаях го­ворили по-разному. Это, конечно, касается не их поучений и книг, а писем и бесед, которые были обращены к конкретным людям. Дело в том, что частное высказывание тому или иному лицу нельзя принять как мнение Отца. Это лекарст­во, которое он дал одному. А для другого, мо­жет быть, нужно другое лекарство. Поэтому бе­седы и письма имеют свою специфику: они но­сят личностный характер.

Как часто надо причащаться и исповедо­ваться недавно вступившему в обитель насельнику?

Чем чаще, тем лучше. Но так как в мона­стыре человек живет по благословению, то и здесь причащение должно включать в себя бла­гословение старца.

Какие качества должны быть присущи мо­настырю, чтобы его можно было почитать хоро­шим, чтобы в него можно было смело вступать?