«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Есть ли какая-то грань, когда слишком частое причащение будет уже неполезно?
Неполезно бывает не тогда, когда человек часто причащается, а тогда, когда он частое причащение приписывает не милости и снисхождению Божию, а как бы своему подвигу, и у него возникает мысль о превосходстве над другими людьми.
Святитель Феофан Затворник советовал причащаться нечасто, он говорил, что от частого причащения происходит не благоговение.
Одни и те же Отцы в разных случаях говорили по-разному. Это, конечно, касается не их поучений и книг, а писем и бесед, которые были обращены к конкретным людям. Дело в том, что частное высказывание тому или иному лицу нельзя принять как мнение Отца. Это лекарство, которое он дал одному. А для другого, может быть, нужно другое лекарство. Поэтому беседы и письма имеют свою специфику: они носят личностный характер.
Как часто надо причащаться и исповедоваться недавно вступившему в обитель насельнику?
Чем чаще, тем лучше. Но так как в монастыре человек живет по благословению, то и здесь причащение должно включать в себя благословение старца.
Какие качества должны быть присущи монастырю, чтобы его можно было почитать хорошим, чтобы в него можно было смело вступать?
Тот монастырь хорош, в котором сердце наше чувствует благодать.
А если человек сначала чувствует благодать, а через некоторое время понимает, что попал в ад?
Значит, вначале мы ощущали святыни монастыря, а затем наше внимание обратилось к людям с их недостатками.
«С преподобным преподобен будешь, а со строптивым развратишься» (Пс. 17, 26). Если входишь в монастырь, где одни строптивые насельники, то стоит ли там оставаться такому новоначальному, который ни понятий, ни добродетелей не имеет? Или он только повредится?
Хуже там, где неправильно управляют, где заставляют делать неправильные поступки. Обычные же человеческие слабости это, можно сказать, повседневное явление. Монастырь это больница. А в больнице вы увидите и раны, и язвы, и гной, и бинты.
Как Вы относитесь к тому, что в наше время в женских монастырях подчас живут мужчины, например, рабочие,при некоторых женских монастырях есть даже мужские скиты, а в мужских женщины, поскольку там всегда есть женская работа?
Есть постановление VII Вселенского Собора, запрещающее общие монастыри, мужские и женские. Так что здесь налицо нарушение канона.
Дело здесь не в управлении, а в проживании близко друг к другу. В одном из пророчеств преподобного Антония Великого сказано, что будет время, когда монах и монахиня через окошко будут переговариваться друг с другом, настолько близко будут стоять мужской и женский монастыри. Это он считал признаком падения. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Особенно будь осторожен с инокинями. Монах вообще не должен говорить с инокиней. Одним словом можно надолго уязвить другое сердце».
А кто будет духовно окормлять инокинь?
Духовное окормление это другое дело, это необходимость. А здесь мы говорим о стиле жизни.
Иисусова молитва – заповедь для всех христиан С чего Вы посоветуете начать человеку, желающему научиться молитве? Кажется, все и так понятно: нужно постоянно творить молитву, но на деле ум часто отвлекается.
Я думаю, что Иисусова молитва сопряжена с послушанием. Если у человека есть истинное послушание, то учиться Иисусовой молитве легко, и молитва сама будет просыпаться в сердце. Иисус Христос это воплощенное смирение, и поэтому Его имя будет действовать и пребывать в смиренном сердце.
Всякий ли произволяющий может стяжать непрестанную молитву?
Для этого нужно не только желание, но и соответствующий образ жизни. Иисусова молитва не может рассматриваться изолированно от евангельских заповедей и вообще от уклада жизни человека. Евангелие и Иисусова молитва, в сущности,одно и то же. Для того, чтобы Иисусова молитва вошла глубоко в сердце, человек должен стараться в своей жизни исполнять евангельские заповеди, а если он монах то обеты монашества.