«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Я думаю, что можно строить храм и при этом говорить: «Господи, помилуй». Мы не подготовлены к безмолвию, поэтому труд и некоторые скорби для нас необходимы. Если же несвоевременно взяться за подвиг безмолвия, то может последовать взрыв страстей.
Какова причина нахождения рассеивающих помыслов? Почему они оказываются сильнее молитвы?
Первая причина помыслов это самость и надеяние на себя, вторая забвение о смерти, третья отсутствие истинного послушания.
Какие страсти могут помешать внимательному прохождению молитвы?
Любая страсть, с которой человек не борется, уже препятствует молитве. Но особенно две страсти это гордость и блуд.
Как Вы посоветуете хранить непрестанную молитву человеку, ведущему за послушание активную внешнюю деятельность и в процессе ее забывающему о молитве?
Мне кажется, что на послушание надо смотреть как на послушание Богу и делать свое дело от всего сердца так, как будто мы делаем его перед очами Божиими.
Как правильно молиться на послушании, связанном с большой ответственностью, при постоянном общении с людьми? Как научиться хранить мир в душе и молитву при этом занятии?
Нужно знать, что Господь требует от нас произволения и труда, а успех дела зависит не от нас, а от Него. Хранить внимание в таких обстоятельствах помогает память о смерти и о том, что все проходит.
Всегда ли оставление непрестанной молитвы происходит по произволению самого человека? Ведь объективно кажется, что молитва оставляется естественным путем по причине решения внешних задач.
Если молитва наша часто угасает, значит, у нас неправильная шкала ценностей. Мы забываем, что высшая ценность это Бог и высшая цель жизни это общение с Богом, а остальное уже условия.
Если у человека уже сложилась неправильная иерархия ценностей, то есть внутренне он ставит внешние дела выше молитвы, каким образом это исправить? Достигается ли это одним упражнением в молитве или должен претерпеть изменение весь строй мыслей человека?
Наша цель богообщение. Богообщение возможно при посильной для человека победе над страстями. И хотя полного искоренения страстей не бывает, но наша борьба со страстями уже есть своего рода победа.
Для борьбы со страстями нужна молитва, и нужен труд, в том числе физический и умственный. Если бы мы были бесплотны, тогда достаточно было бы для нас одного прославления Бога. Но поскольку мы не бесплотные существа, то в служение Богу должна включаться вся личность человека: его дух, его душа и его тело.