«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как правильно молиться на послушании, связанном с большой ответственностью, при по­стоянном общении с людьми? Как научиться хра­нить мир в душе и молитву при этом занятии?

Нужно знать, что Господь требует от нас произволения и труда, а успех дела зависит не от нас, а от Него. Хранить внимание в таких об­стоятельствах помогает память о смерти и о том, что все проходит.

Всегда ли оставление непрестанной молит­вы происходит по произволению самого человека? Ведь объективно кажется, что молитва оставля­ется естественным путем по причине решения внешних задач.

Если молитва наша часто угасает, значит, у нас неправильная шкала ценностей. Мы забы­ваем, что высшая ценность это Бог и высшая цель жизни это общение с Богом, а остальное уже условия.

Если у человека уже сложилась неправиль­ная иерархия ценностей, то есть внутренне он ставит внешние дела выше молитвы, каким обра­зом это исправить? Достигается ли это одним упражнением в молитве или должен претерпеть изменение весь строй мыслей человека?

Наша цель богообщение. Богообщение возможно при посильной для человека победе над страстями. И хотя полного искоренения страстей не бывает, но наша борьба со страстя­ми уже есть своего рода победа.

Для борьбы со страстями нужна молитва, и нужен труд, в том числе физический и умствен­ный. Если бы мы были бесплотны, тогда доста­точно было бы для нас одного прославления Бо­га. Но поскольку мы не бесплотные существа, то в служение Богу должна включаться вся лич­ность человека: его дух, его душа и его тело.

Все ли способны научиться Иисусовой молит­ве? И что главное, чтобы молитва не забывалась?

Иисусова молитва ведет свое начало от апостолов. Это заповедь для всех христиан. Тот, кто верит в Иисуса Христа, тот способен дер­жать в сердце своем Его имя. А для того, чтобы это молитвенное дело правильно развивалось, нужно чтобы и жизнь человека проходила во образ Иисуса Христа.

Как правильно молиться, когда занима­ешься умственным трудом? Иногда кажется, что это несовместимо, особенно для новоначаль­ных.

Действительно, это очень трудно. Но ес­ли мы будем добросовестно исполнять свой труд и находиться в послушании, то и на нас ис­полнятся слова преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит, что как только истинный и са­моотверженный послушник прочтет Трисвятое, ум его будет уже восхищен к молитве.

Другими словами, если человек исполняет свое дело как послушание от Бога, то лишь толь­ко окончит свою работу, в его сердце быстро во­зобновится молитва.

А если молитва по окончании дела не возни­кает в сердце, что тогда делать? От чего это про­исходит?

Думаю, это происходит от того, что само дело было противопоставлено молитве. Чело­век думал: «Отделаюсь поскорее от порученно­го мне послушания, как от чего-то чуждого и наносного, и займусь настоящим делом мо­литвой».