«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Храмовое бдение это уже общественная молитва.
А личное бдение, если человек хочет, например, попросить чего-нибудь у Бога?
Святые Отцы говорили о том, что ночная молитва имеет особенную силу. Об этом говорил и святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Исаак Сирский. Но насколько продолжительной должна быть такая молитва,нужно посоветоваться с духовником и взять у него благословение, чтобы не переоценить своих сил, не надорваться или же не впасть в гордость.
Как преодолеть состояния тоски, уныния, томления, если причину этого найти не удается? Может ли человек вернуть душевный мир, не поняв причины своего неправильного устроения?
Может быть, здесь неправильное состояние, а может быть и бесовское искушение печалью и унынием, потому что состояние уныния, как мы читаем, было у многих святых и подвижников. Человек должен набраться терпения, пережить это искушение, как переживают болезни.
В это время лучше всего бороться с демоном уныния на месте: никуда не выходить, не искать в это время встреч, а только молиться. Преподобный Исаак Сирский говорит: «Если даже не можешь молиться, укрой мантией, плащом свою голову, ложись и попробуй заснуть».
Как Вы относитесь к имяславию?
Я считаю, что имяславие появилось как неправильная, неточная интерпретация молитвенного состояния. Человек чувствовал благодать Иисусовой молитвы, но неправильно отождествил ее с самим именем. В наше время имяславие приняло в кругах интеллигенции, особенно Парижской школы, вид пантеистической ереси.
А сами сторонники имяславия творят молитву Иисусову?
Вряд ли. Они хотят через имяславие возродить древние гностические (Гностицизм философское учение, стремившееся примирить язычество с христианством. Гностики предлагают фантастическое решение всех вопросов бытия), представления, то есть вернуться к пантеизму. При таком повороте дела имяславие становится ересью, приверженцы которой имя отождествляют с сущностью.
Человек ограничен какими-то условностями, определенными рамками, свойственными той среде, в которой он воспитывался и рос. Возможно ли отбросить все то, что прививалось и усваивалось годами, и увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле? Как познать себя, как научиться быть искренним с самим собой и не лукавить?
В том-то и заключается величие христианства и сила благодати, что, по словам преподобного Ефрема Сирского, блудниц оно превращает в целомудренных, убийц в проповедников слова Божия, падших восстанавливает, потерянное возвращает. Христианство может все: восстановить, излечить, возродить и мертвого духовно воскресить.
А что касается способности увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле, можно только приближаться к этому. Лишь на том свете мы увидим себя такими, какие мы есть. Святые Отцы видели себя и то только отчасти, видели ад своей души и горько плакали о себе. Мир не понимал, о чем плачут эти люди, которые были как земные ангелы. А они плакали о падении человечества, которое видели в своей душе.
Что такое «видеть ад своей души» и можно ли видеть его бесстрастно?