«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Какое внутреннее делание должен иметь монах ежедневно? Можно ли считать усилия по сохранению своего душевного мира таким ежедневным трудом?
Это и труд, и в то же время это должно быть постоянным состоянием монаха. Бдение, трезвение и молитва ежедневное внутреннее делание монаха.
Один современный духовник заметил, что женщинам свойственно властолюбие. Какой труд должно предпринять лицо женского пола для преодоления этой страсти, и может ли помочь в этом духовник?
Дело в том, что женщине, кроме властолюбия, часто бывает свойственна переоценка собственных сил. Ей кажется, что она может сама давать ценные советы духовнику, может защитить духовника от его врагов, может правильно оценить ситуацию,одним словом, берет на себя как бы труд не слушаться, а руководить духовником. Поэтому, что касается женщины, то она должна помнить слова апостола Петра о красоте молчаливого духа (1 Пет. 3, 4).
Иногда душа бывает в ожесточении, в претензии к ближнему, в обидах. При попытке творить молитву Иисусову не возникает ни чувства раскаяния, ни сожаления о своем бесчувствии. Надо ли, вопреки состоянию души, читать молитву Иисусову, или сначала привести себя в покаянное устроение, например, исповедоваться?
Нужно рассказывать своему духовнику о таком чувстве. А духовник уже скажет, от грехов ли это, или душа вступила в борьбу с демоном уныния. Надо найти причину такого состояния и бороться не с самим состоянием, а с его причиной.
У Святых Отцов упоминается такое делание, как бдение. Что в наше время может быть бдением? Вообще, возможно ли это для современного человека?
Храмовое бдение это уже общественная молитва.
А личное бдение, если человек хочет, например, попросить чего-нибудь у Бога?
Святые Отцы говорили о том, что ночная молитва имеет особенную силу. Об этом говорил и святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Исаак Сирский. Но насколько продолжительной должна быть такая молитва,нужно посоветоваться с духовником и взять у него благословение, чтобы не переоценить своих сил, не надорваться или же не впасть в гордость.
Как преодолеть состояния тоски, уныния, томления, если причину этого найти не удается? Может ли человек вернуть душевный мир, не поняв причины своего неправильного устроения?
Может быть, здесь неправильное состояние, а может быть и бесовское искушение печалью и унынием, потому что состояние уныния, как мы читаем, было у многих святых и подвижников. Человек должен набраться терпения, пережить это искушение, как переживают болезни.
В это время лучше всего бороться с демоном уныния на месте: никуда не выходить, не искать в это время встреч, а только молиться. Преподобный Исаак Сирский говорит: «Если даже не можешь молиться, укрой мантией, плащом свою голову, ложись и попробуй заснуть».
Как Вы относитесь к имяславию?