«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Я считаю, что имяславие появилось как неправильная, неточная интерпретация молитвенного состояния. Человек чувствовал благодать Иисусовой молитвы, но неправильно отождествил ее с самим именем. В наше время имяславие приняло в кругах интеллигенции, особенно Парижской школы, вид пантеистической ереси.
А сами сторонники имяславия творят молитву Иисусову?
Вряд ли. Они хотят через имяславие возродить древние гностические (Гностицизм философское учение, стремившееся примирить язычество с христианством. Гностики предлагают фантастическое решение всех вопросов бытия), представления, то есть вернуться к пантеизму. При таком повороте дела имяславие становится ересью, приверженцы которой имя отождествляют с сущностью.
Человек ограничен какими-то условностями, определенными рамками, свойственными той среде, в которой он воспитывался и рос. Возможно ли отбросить все то, что прививалось и усваивалось годами, и увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле? Как познать себя, как научиться быть искренним с самим собой и не лукавить?
В том-то и заключается величие христианства и сила благодати, что, по словам преподобного Ефрема Сирского, блудниц оно превращает в целомудренных, убийц в проповедников слова Божия, падших восстанавливает, потерянное возвращает. Христианство может все: восстановить, излечить, возродить и мертвого духовно воскресить.
А что касается способности увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле, можно только приближаться к этому. Лишь на том свете мы увидим себя такими, какие мы есть. Святые Отцы видели себя и то только отчасти, видели ад своей души и горько плакали о себе. Мир не понимал, о чем плачут эти люди, которые были как земные ангелы. А они плакали о падении человечества, которое видели в своей душе.
Что такое «видеть ад своей души» и можно ли видеть его бесстрастно?
Что такое преддверие ада, каждый из нас может ощутить, когда он сделает какой-нибудь постыдный грех. Это состояние является тенью ада. Что же касается видения ада в своей душе, то бесстрастно видеть его невозможно. Когда человек начинает видеть его в своей душе, то сердце его рыдает и плачет. Но видеть этот ад он может только при свете благодати Божией.
Если какие-то планы, какой-то проект никак не удается завершить: все разваливается, не получается, то, как распознать, что это: Господь не благословляет дело или сроятся козни бесовские?
Иногда Господь не дает успеха в наших делах для того, чтобы мы не возгордились. Иногда неуспех во внешнем является на самом деле благодеянием для нашей души. Если мы и неуспех примем с благодарностью к Богу, то мы победили.
Какого человека можно назвать истинно кающимся? В чем заключается истинное покаяние?
Я считаю, что истинно кающийся есть тот, кто исправляется. А покаяние это суд над собой прежде Страшного Суда.
Если мне кажется, что я задаю глупые вопросы, стоит ли их задавать?
Не стоит задавать пустых вопросов. А что касается глупых вопросов, то здесь, мне кажется, человек боится показаться глупым перед другими. То есть здесь проявляется человеческая гордость.