«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Таким образом, г-н Осипов считает язычество чем-то вроде старообрядчества и начетничества. Неужели г-н Осипов не знает этимологию и семантику этого слова? «Язык» значит «народ»; в узком смысле — не иудейский народ. Язычниками назывались народы, которые в противоположность ветхозаветной Церкви, а затем новозаветной, отпали от древнего монотеизма в многобожие. Характерным признаком язычества было поклонение демоническим силам, которых они принимали за духов и божеств космоса. Характерной обрядовой атрибутикой язычества было поклонение идолам и фетишам. В таком семантическом значении слово «язычество» дошло до нас и является аналогом многобожия. Впрочем, в простонародных диалектах или, если угодно, жаргонах слово «язычник» употребляется по отношению к человеку, который отличается болтливостью и у которого слово постоянно опережает мысль.
Но я думаю, что господин Осипов употребляет слово «язычество» не в первом и не во втором, а в своем собственном авангардистском значении, когда пишет, что «язычество — есть извращение понимания должного отношения человека к Богу». Господин Осипов утверждает, что язычника интересует не душа, а исполнение обряда. Мы не можем согласиться с такой наивной профанацией этого чрезвычайно важного вопроса. Император Троян во время допроса святого Игнатия Богоносца сказал ему: «И мы носим богов в нашем сердце».
Неужели г-н Осипов не поинтересовался прочитать, хотя бы по своей профессиональной обязанности, религиозные гимны античных поэтов или «Ригведу», прежде чем говорить о механической обрядности язычества. Для христиан ужас язычества заключался не в обрядоверии, а в демонообщении. Именно поэтому они предпочитали смерть участию в языческих ритуалах. А как смотрит г-н Осипов на античные мистерии и экстатическое язычество, которое принято называть дионисийством,— тоже как на обрядоверие?
Господин Осипов пишет, что скатывание в магизм «совершается и на наших глазах в христианстве, магизм охватывает нас». Обвинив православных христиан в язычестве по примеру протестантов, г-н Осипов вслед за Львом Толстым употребляет по отношению к обрядам слово «магизм». Лев Толстой с каким-то особым смаком заявлял, что священники в церкви колдуют. Теперь г-н Осипов в унисон ему заявляет: «Магизм охватывает нас». Неужели г-н Осипов не понимает, что магизм направлен к демоническим силам? Он агрессивен по своей форме и содержит в себе повеление демонам исполнить волю мага, за которую тот расплачивается собственной душой.
Господин Осипов пишет: «Верующие привыкают к чисто внешним актам: поставить свечку, отслужить молебен, подать записку и т. д.». Оказывается, «дурная привычка» ставить свечки, служить молебен и т. д. Обряд и ритуал — это внешний акт, но внешний акт необходим, так как мы не чистые духи, а духовно-материальные существа, которые пребывают в пространстве и времени. В Ветхом Завете не только догматы, но и ритуалы даны были в Откровении. В Синайской феофании Моисею было открыто богослужение ветхозаветного храма, но обряд имеет еще другую, внутреннюю сторону, — это символический язык и средства духовной коммуникации. Никто не может знать, насколько человеческая душа посредством молитвенного порыва проникла в мистическую глубину обряда, в эту тайнопись Церкви.
Кто дал право г-ну Осипову судить о состоянии христиан, исполняющих церковный Устав и участвующих в общественных и частных богослужениях? Неужели г-н Осипов объял своим всевидящим взглядом души верующих, которые ставят свечи перед иконами и молятся коленопреклоненно на молебнах, и обобщил их состояние в глубоко несправедливом и оскорбительном слове «магизм»?
Какая магия в том, что человек подает записку в алтарь? В соборных правилах написано о том, что Царь имеет право войти в алтарь, чтобы принести молитву за свой народ, а теперь вера человека в то, что в алтаре, где пребывает невидимо Святая Троица, молитва имеет особую силу и дерзновение к Богу, объявляется магизмом. Отцы реформации молотом разрушали алтари и престолы с криками, что это языческие наслоения в христианстве. Господин Осипов считает, что привычка подавать записку в алтарь — это дурная привычка, которая переводит духовную жизнь во внешнее. Почему же тогда величайшие святые Православной Церкви так любили богослужение с его обрядами и ритуалами? Значит, обряд способствует очищению души, является каноном для освящающей благодати.
Господин Осипов пишет: «Магизм охватывает нас». Что подразумевает г-н Осипов под словом «нас»? Всю Церковь? В той же статье он пишет: «Мы неуклонно и все более усиленно повторяем путь духовной деградации».
Господин Осипов считает, что такой процесс оканчивается отвержением Христа. Кто дал право г-ну Осипову произносить свой приговор над Церковью? Он может говорить о личном состоянии своей души, но диагностировать через окно Своего кабинета всю Церковь — это значит находиться в состояний той гордости, от которой предостерегает сам г-н Осипов, перефразируя слова аввы Дорофея: «Одна причина всех заблуждений всех страстей — гордость». Разве не гордость бросать обвинения Церкви — своей матери — в скрытом язычестве, которое в Ветхом Завете сравнивалось с духовным блудом? Господин Осипов пишет, что мы, погружаясь в страсти, «повторяем путь истинной богооткровенной религии, православной религии ветхозаветной».
Нет, г-н Осипов, богооткровенная религия осталась богооткровенной, она не изменилась в своей сущности, как Слово Божие во все ветхозаветные времена, но ее стали подменять другой религией и ветхозаветные модернисты, и реформаторы. Не ветхозаветная религия пришла к отвержению Христа, а люди отошли от ветхозаветной религии. Талмудизм — это не консервация Ветхого Завета, а его реформация, как в догматическом, так и в нравственном аспектах.
Цитируем г-на Осипова: «Христос говорит: Не ищите, что есть, что пить, во что одеться, ищите прежде всего царствия небесного и | правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31, 33). Но современные христиане считают это ошибкой, заблуждением. Главной заповедью становится: «Ищите прежде всего, что есть, что вам пить и во что одеться». Господин Осипов отзывается о современных христианах с иронией, достойной журнала «Безбожник» и его редактора Гультмана. Он клевещет, как будто христиане считают слова Спасителя ошибкой, заблуждением. Если Христос ошибался и заблуждался, значит Он — не Сын Божий и не Вечная Истина.
Во что и в кого же верят тогда современные христиане, по мнению г-на Осипова? В продолжение своей жизни я слышал много клеветы и насмешек над христианством, но это говорили атеисты; однако ни разу мне не приходилось слышать ни от одного христианина, посещающего храмовое богослужение и участвующего в Таинствах и обрядах Церкви, о том, что «Христос заблуждается». Басни о таких христианах, хулящих Христа, являются фантазией самого г-на Осипова. Другое дело, что люди по слабости воли отступают от заповедей Христа, что духовный путь их не прямолинеен, что полное совершенство на земле не доступно для человека, но я не видел грешника-христианина, который успокаивал себя тем, что «Христос заблуждался и ошибался».
Это все словесная эквилибристика г-на Осипова. Доктор богословия считает, что для современных христиан главной заповедью становится: «Ищите, прежде всего, что вам есть, что вам пить и во что одеться». В историческом аспекте XX век — это наша современность. Это был век самых страшных гонений на Православие за всю историю Церкви. Если христиане были бы духовными уродцами, для которых главная заповедь — есть и пить, т. е. двуногими поросятами, стремящимися занять удобное место у корыта, или людьми, индифферентными к вере, которые считают, что Евангелие — ошибка и заблуждение, то каким образом Церковь могла бы дать миллионы мучеников именно в наше время, которые предпочли тюрьмы, ссылки и смерть отречению от Христа?
Двадцатый век представляет собой кровавый мартиролог, летопись мученичества; пытки, которым подвергали христиан, особенно священнослужителей и монахов в лагерях и застенках, превосходят жестокость Нерона и Диоклетиана.