«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Всякая система абстрактна и условна. Жизнь в ее многообразии не вмещается ни в одну концепцию. Система требует обобщения фактов, поэтому она содержит в себе элементы рационализма, хотя бы ее содержание было направлено своим орудием против рационализма. Задача и цель определенной концепции уловить и отразить самые общие закономерности и тенденции. Даже философия интуитивизма пытается доказать значение интуиции в логических системах. Даже скептицизм старается доказать бессилие рассудка рассудочными доказательствами и умозаключениями.

Концепция — это попытка высветить хаос фактов тусклым светом человеческого рассудка. Мы признаем условность и ограниченность таких попыток, но не видим альтернативы.

Перед нами стоит проблема необычайной важности: как возникла человеческая культура; что она представляет собой — эволюцию или инволюцию, восходящую или нисходящую линию, совершенствование или деградацию? Общее направление векторов Ветхого и Нового Заветов в этом отношении совпадает. Сознание первых людей было теоцентрично. Жизнь Адама и его потомков сифидов имела культовый, а не культурный характер. Культура зародилась в племени Каина. Когда око души устремлено к т.е. культ; когда око души устремлено к земле, тогда главной целью является устройство

человека в видимом мире - так начинается культура.

Культ — это диалог с Божеством. Культура - это полемика с космосом. В начале культ и культура сосуществуют друг с другом, затем культура начинает пожирать культ. Когда соединились вместе потомки Сифа и Каина, то они постепенно превратились в один род - каинитов; уцелело только семейство Ноя, как зерна для будущего всхода.

Блаженный Августин разделяет историю человечества на следующие возрастные даты: I период - от Адама до Ноя; II — от Ноя до Авраама; III — от Авраама до Моисея; IV - от Моисея до Христа. Каждый из этих периодов начинается культом и кончается культурой, с той или иной степенью демонизации. Последний период от Христа до антихриста, а точнее до второго пришествия Христа, еще не завершился, но поглощение культа культурой происходит со стремительной быстротой, при чем эта культура носит в сравнении с другими эпохами явно демонический характер, начинающий переходить в массовую одержимость.

Первая ступень отпадения от культа: человек увидел космос не как творение Абсолютного Духа, не как картину Великого Художника, а увидел космос в его автономной красоте, он услышал в космосе не гимн Божеству, а своих страстей. Первая ступень вниз — это очарование космосом, то, что мы называем космофилией. Но космос не может сделать

человека счастливым и бессмертным, он не раскрывает тайны бытия, он не дает покой мятущемуся духу. Бытие космоса, где рождение, жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом, носит трагический характер. Красота соединена с безобразием: кипящая чаша жизни превращается в чашу гноя. Человек смутно помнит о божественной красоте, но напрасно ищет ее среди теней земной красоты, в царстве времени и смерти.

Вторая ступень вниз - это обожествление силы, которая олицетворена в подвигах эпических героев, а затем в идее государства. Но государства возникают и исчезают, они разрываются внутренними противоречиями, над ними висит «дамоклов меч» -нашествий и войн; государство строится на человеческих костях. Проходит время и на месте цветущих городов вырастают леса или простираются пустыни. В развалинах дворцов поселяются, как их новые владельцы, шакалы и филины, в камнях от разрушенных стен ютятся змеи - все превращает в прах железная пята времени. На месте Трои воют стаи шакалов, а в унисон им плачет из ада душа Ахилла.

Третья ступень — это гуманизм, учение о человеке, как высшей ценности; это идол абстрактного

человечества.

Итак, первая ступень отступничества от теизма — это пантеизм: Божество мыслится как космос; вторая — цезаризм или империализм: Божество -

это государство; третья ступень - гуманизм или антропотеизм: Божество — это человек; вывод: Божество — это «Я».