«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что значит «быть сотворенным» и «не быть сотворен­ным»? Что такое небытие? Что такое ничто?

1. Быть сотворенным - значит быть сделанным не из сущности творящего, а из готового материала, а если сотво­рение относится к Божеству, то оно является превращением небытия в бытие. Рождение - это передача своей сущности. 2. Что такое небытие? Это - потенция без предикатов, впро­чем, семантика этого слова может быть другой. 3. Что такое ничто? В разных философских системах вопрос решается по-разному. Ничто в пантеизме - это модальность Абсолю­та. В христианской теологии иногда выступает как синоним невыразимого, не сопоставимого ни с чем, иногда как то, что лежит за гранью бытия.

Что такое время? Что такое вечность?

1. Время - это космос в движении. 2. Вечность - это акту­альное настоящее и динамика самораскрытия; в ней сливают­ся воедино три ритма времени, поэтому время в нашем вос­приятии исчезает.

Существуют различные, в том числе и превратные, мнения о спасении. Не считаете ли Вы, что для удоб­ной защиты Ваших взглядов полезно дать расширенную формулировку того, что есть спасение, вместо крат­кой: «Спасение есть возобновление общения с Богом» - с учетом того, что общение, в смысле переговоров, было и в ветхозаветное время, через Пророков, и святые Апо­столы общались с Богом, пришедшим во плоти.

Одно и то же слово может содержать в себе несколько смыслов, поэтому его надо рассматривать в контексте. Корень «общения» - общность, общее. «Богообщение» - более опре­деленное слово. Спасение - это состояние святости, когда Бо­жественная благодать сочетается с волей человека.

Разрешите, пожалуйста, вопрос о неизменности Бога. Бог неизменяем по Существу, то есть вневременен, но в мире во времени действуют Его энергии. Субъект характеризуется набором свойств. Свойства, отнесен­ные к Сущности, составляют часть всех свойств Субъек­та. А Субъект существует вне времени (не изменяется), если все Его свойства вневременные (не зависят от вре­мени). Но как же при этом свойства энергий Бога, дей­ствующие во времени и мире, составляющие часть свойств Субъекта?

Природа Божества Сама в Себе проста и непостижима. Свойство Бога - это действие Его в сотворенном мире, это от­ношение Творца к Своему творению. Советую Вам ознакомиться с учением паламитов о Божественной Сущности (бы­тие Божества в Себе Самом) и Божественной благодати. Надо помнить, что Бог не только в Своем Существе вневременен, но и сама благодать не создана, а превечна. По отношению к ми­ру благодать проявляется в свойствах, действиях и атрибутах Божества, как белый луч, проходя сквозь призму, распадается на цвета радуги.

Является ли свободным выбор между добром и злом, если одно поощряемо, а другое наказуемо? А если падение Адама есть следствие его свободы и безумия, то справедливо ли, чтобы трагическая греховность его по­томков с потопом, жестокими войнами, католицизмом и так далее была бы следствием безумства, а не предоп­ределения?

1. Свободный выбор относится к нравственной автономии человека, а внешнее осуществление его зависит от многих об­стоятельств. 2. Войны, катаклизмы, эпидемии и так далее яв­ляются следствием грехов, накопленных человечеством. Вся история является сложным взаимоотношением добра и зла, соделанных людьми. Предопределение учитывает нравствен­ный потенциал человечества на основании Божественного предвидения и дает каждому человеку наилучшее для его спа­сения, сообразуясь с состоянием его души. В Божественной воле есть два аспекта: желание Бога и допущение Бога. Миро­вые трагедии относятся к допущениям, так как свобода чело­века невозможна без реализации добра и зла.

Вы пишете: «Мировые трагедии относятся к допуще­ниям» . 1. У святого Иоанна Дамаскина есть следую­щие мысли: «Часто Бог попускает, чтобы и праведник впал в несчастье, для того чтобы показать остальным скрытую в нем добродетель». «Бог промышляет о всей твари и через посредство всей твари благодействует и воспитывает, и даже часто через самих демонов, как ви­дим на Иове и свиньях». Является ли трагедия грехо­падения Адама и человечества Божиим допущением?

2. Должна ли мать абортировать своего ребенка, если ей дано предсказание, что он будет убийцей многих лю­дей, в том числе и ее? Авраам, как мы помним, готов был убить сына, доказывая верность Богу. 3. Вы пише­те: «Свободный выбор относится к нравственной авто­номии человека». Но если за выбор зла человека ожида­ют вечные муки, а за выбор добра - благоденствие, то разве выбор свободен? Может ли свободный человек же­лать несвободу? 4. Вы пишете: «Свобода человека не­возможна без реализации добра и зла». Почему обычно мыслится, что свобода состоит в выборе добра и зла, а не в выборе различных форм добра? Не является ли эта идея измышлением страстного философичного разума? Бог не творит зло и при этом свободен, человек создан по образу и подобию Божиему - зло для него враг, с ко­торым он должен бороться, чтобы не погибнуть. Полу­чается, что выбор зла абсурден. Практика повседневной жизни человека также показывает, что он всегда выби­рает добро, в соответствии со своим представлением о нем. Свободен ли человек в своей жизнедеятельности,- зависит прежде всего от истинности понимания добра и зла. Истина сделает вас свободными (Ин.8,32). Обре­тается же она, когда чувства... приучены к различению добра и зла (Евр.5,14). Ко времени пришествия Хрис­та человек утратил возможность самостоятельного по­стижения этого искусства. Теперь оно доступно ему при взаимодействии с духом Христа: Если пребудете в сло­ве Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете ис­тину (Ин.8,31-32). Таким образом, приходится сде­лать вывод, что свобода состоит в распознании и делании добра. В этом случае допущение Богом диавола в познавательный процесс человека является сред­ством, способствующим распознаванию истины, и тог­да диавол в раю является необходимой предопределен­ностью. Ошибка же Адама и ее осмысление - это процесс познания завершающегося Покаяния, то есть решается сверхзадача, которую Бог поставил перед че­ловеком. Если же свобода состоит в выборе добра и зла, тогда Бог получается несправедлив. Поскольку поселил в раю могущественного диавола, которому Адам не мог противостоять, то есть свобода была иллюзией, а нака­зание Адама, следовательно, несправедливым. Бог не может быть несправедливым. Это противоречие и побу­дило меня обеспокоить Вас своими вопросами.

1. Все три случая являются Божественным допущением, где Бог по Своей премудрости заставляет зло служить добру. 2. Такому предсказателю, мягко говоря, надо надрать уши. Святой Иоанн Кассиан Римлянин описывает случай, когда один человек решил принести своего сына в жертву, чтобы сравняться с Авраамом. Хорошо, что его сын не последовал примеру Исаака, а убежал. 3. К сожалению, мы не можем мыс­лить трезво, так как на нас действуют страсти. Поэтому выбор добра - это, в значительной степени, победа над душевными страстями. 4. Понятие предполагает абстракцию; добро и зло - родовые понятия по отношению к их конкретным формам. У зла есть приманка - иллюзорное наслаждение. Истина не только учение, понятие или вывод; а истина - жизнь по исти­не. Благодать дает чувство выбора и различение добра и зла. В раю Адам был безгрешным; добро было для него естественным, а зло - искушением со стороны. Адам злоупотребил свободой. Он мог противостоять диаволу, который не заставлял, а только соблазнял. Главное наказание Адама заключалось в потере бла­годати и отчуждении от Бога.

Меня долгое время мучит и колеблет в еще некреп­кой моей вере один вопрос: как жизнь человече­ская имеет конкретное начало (рождение), но не имеет конца (бессмертие души)? И, как следствие этого вопро­са, почему бы Богу не сотворить еще кого-нибудь после Страшного суда над нами?