«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вы назвали одно из качеств или проявлений сильного че­ловека. Мне кажется, что силен тот, кто видит свои немощи, но уповает на Бога.

Уже долгое время среди людей постоянно чувствую себя очень скованно, напряженно. Хотелось бы уз­нать причину такого своего душевного состояния.

У Вас повышенная зависимость от людей; с одной сторо­ны, Вы боитесь сделать случайно какую-нибудь бестактность, а с другой - боитесь собственной скованности, поэтому нахо­дитесь в плену постоянных опасений, то есть нервного напря­жения. Держите мысль, что Вы независимы от мнений и отношения людей, ориентируйтесь на свою собственную совесть и не беспокойте себя вопросами, что могут подумать о Вас люди, так как можете попасть в ловушку своих собственных подо­зрений. Бойтесь совершить грех, а не нарушить в чем-нибудь этикет - эту внешнюю оболочку этики. Если Вы научитесь внимательно и усердно молиться, то почувствуете свою зави­симость от Бога, а не от людей.

Как отличить подвиги, которые совершаются по любви? Ведь некоторые посты я совершаю из-за страха наказания, причем от людей. А некоторые на­верняка по тщеславию.

Страх перед людьми переведите в страх перед Богом, и то­гда этот страх станет началом любви. Что касается тщеславия, то избавиться от него трудно, но надо постоянно укорять себя в этой страсти.

Я нашла маму мертвой вечером и спать в эту ночь не могла. На вторую ночь во сне я видела сияющий об­раз, не могу сказать, кто это был, но был молодого воз­раста, в святящейся одежде. Сколько радости и утеше­ния излучалось от него! Перед ним лежали из такой же святящейся материи полные мешочки, и он смотрел на них с радостью. На Божественной Литургии меня вне­запно озарило, что это для меня послание, хотя я, греш­ница, все равно не достигну моим умом даже какого-ли­бо представления о великой тайне. С тех пор то страх, то утешение находят место в душе моей. Неужели Господь дает нам, простым грешникам, милость Его получать такие послания о мире том? Или это силы темные толь­ко и думают ввести нас в заблуждение? Грех ли это со­мнение о сей благодати Божией?

В минуту скорби Господь может утешить человека Своим явлением. Примите это для укрепления веры, но не стреми­тесь к повторению таких явлений, потому что Господь приго­товил христианам награду в вечности больше, чем человек мо­жет ожидать и получить здесь, на земле. Я не дерзаю назвать такое явление ложным или подтвердить его истинность, глав­ное теперь для Вас - исполнение Евангелия. Если это явление было истинным, то думаю, что хватит его Вам на всю жизнь; если нет, то тем более нужно быть осторожным в желании по­вторить или добиться его. Благодарите Господа за все и помо­гайте Вашей маме своими молитвами.

Как ответить на вопрос: «Является ли счастьем, ког­да ты не несчастлив?». Кажется, что ответа нет, но не знаю, чем аргументировать этот ответ.

Счастье - это чувство душевного удовлетворения и мир совести, который проявляется как внутренняя радость. От­сутствие несчастья может проявляться как состояние равно­душия и безразличия, но оно далеко от счастья. Философ, силой своего рассудка, может убедить себя смотреть на жиз­ненные ситуации спокойно, не переживая потерь и не считая лишения несчастьем; но он не может пережить ту радость, которую дает Божественная благодать. Понятие «счастье» нельзя определить через отрицание, это - обретение челове­ком самого себя в Боге.

О ДУХОВНИКЕ

Все думаю над Вашим ответом по поводу смирения, которое должно быть не внешним, а в сердце. Хотел было еще поспрашивать Вас, но посмотрел «Поучения аввы Дорофея», а там авва говорит, что словами точно никто не объяснит, что такое смирение, что познавать его надо не словесно, а опытно. А как же это сложно - опытно познавать смирение в 43 года, когда позади од­на чернота и понимаешь, что, пожалуй, Православие сегодня для тебя пока только что-то вроде увлечения, как индейцы в детстве или поэзия в студенческие годы. Раньше думал, что вполне обойдусь книгами, что при моей гордости духовника мне не найти. И вот сегодня вооружен книгами от и до, а тыкаюсь во все стороны как слепой щенок. И впервые не просто пожалел, а за тосковал о духовнике. Это не вопрос, а просто отчаяние, хотя и помню святого Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Где-то прочитал, что свя­той Исаак Сирин говорил, что, «когда не можешь побо­роть отчаяние, заверни свою голову и спи».

Ищите духовника с молитвой и надейтесь, что исполнится слово Спасителя: Ищите, и найдете (Мф.7,7).

Учение святого Игнатия Брянчанинова о жительстве по совету вызывает непонимание у приверженцев афонской традиции послушания. С той и другой стороны приводится множество аргументов. Несколько раз я пы­тался для себя примирить эти точки зрения, но не смог. Помогите, пожалуйста, разобраться в этом вопросе.