«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Меня с детского возраста мучит блудная страсть в помыслах, снах, мечтаниях. Как от нее избавиться?
Исповедуйте перед Господом свою немощь и бессилие, но без уныния, а с надеждой на помощь Божию. Старайтесь утомлять свое тело и тщательно избегайте повода к греху. Прочитайте во втором томе «Добротолюбия» о борьбе со страстями.
Как бороться с трусливостью, человекоугодием, женственностью характера? Как развить в себе твердость? Если у меня в прошлом оккультные грехи, ереси, отступления от Христа, блудства, продолжительная ложь и оставление невинной девочки, а теперь склонность к гордости и прелести, леность, «себеугодие», то что посоветуете мне, если я семейный и боюсь наказания от Бога?
Советую Вам принести подробную Исповедь всей Вашей жизни, начиная с детских лет, и просить у священника дать вам епитимию. Старайтесь стяжать память о смерти и Иисусову молитву. Благодать Божия может исцелить все духовое раны.
Вопрос: как отличить, где пролегает грань между безграничной человеческой греховностью и свойствами человеческой личности как образа и подобия Божия? Как узнать, что во мне говорит в тот или иной момент - обида, гордыня, самомнение или же голо моей совести? Спрашиваю это по поводу своих отнощений с ближними. Как разглядеть в себе того самого человека, которого Господь создал по Своему образу и подобию?
Свойства образа и подобия Божия проявляются через исполнение заповедей, а живущий в нас грех - через сопротивление заповедям. Голос совести дает мир и покой душе, а голос страстей сопряжен с сомнениями и беспокойством. Образ Божий проясняется в душе через Иисусову молитву и чувство Покаяния.
Как можно объяснить человеку,- имею в виду моего мужа,- что гнев и несдержанность - это плохо?
Святой Василий Великий сравнивал гнев с безумием, а святой Феодор Студит определял его как «дикую форму общежития». После припадка гнева человек обычно сожалеет о сказанных словах, и это чувство внутренней вины уже является свидетельством того, что гнев и несдержанность представляют собой вид нравственного падения.
Я даже не знаю, с чего начать. Очень плохо мне сейчас и тяжело - сама виновата. Вот уже вторую неделю я переживаю, что вдруг беременна. Господи, прости меня, грешную, и любимого моего прости! Батюшка, мы не женаты, но не утерпели и впали в грех, была близость. Если во мне уже есть этот ребенок, то я люблю его всей душой. Но тогда все наши представления о счастливой, нормальной православной семье рушатся в пух и прах. Мы хотели пожениться и обвенчаться. А теперь такое дело.
Вас должен волновать, как христианку, грех, а не возможная беременность. Думаю, что в какой-то степени создавшуюся ситуацию можно исправить, а что касается семейного счастья, то оно зарабатывается трудами в самом супружестве. Думаю, что никто не откажет Вам в совершении церковного брака. Раньше в подобных ситуациях не возлагали вен на голову, но теперь даже такого обычая не существует, и скорее Вы вступите в церковный брак, тем лучше. К греху должны относиться по-христиански, а именно - каяться в нем и исправлять его. У святых отцов одно правило: Если ты стоишь, то не падай, а если упал, то не лежи, а вставай»- Поэтому попросите у священнослужителя епитимию и постарайтесь создать христианскую семью. Если священник откажет в епитимий, то это его дело, Господь примет Ваше смирение.
Уже во второй раз подряд сразу после Причащения я ругаюсь с моими близкими, с мамой, с мужем. Когда все проходит, я ужасно сожалею об этом, хотя и не нахожу момента, когда я могла «сконтролировать» себя и остановиться; к сожалению, слишком быстро я воспламеняюсь. Почему так происходит после Причащения, почему именно ссора? Это мое особенно слабое место? И что мне делать после, значит ли это, что после ссоры я оскверняю и теряю все Дары?
Страсть гнева принадлежит к таким грехам, которые невозможно искоренить сразу. Для этого требуются продолжительное время и тяжелая борьба с собой. Начало победы над гневом - это молчание в то время, когда кипит наше сердце, а наш ум, изменяя нам, оправдывает наш грех как борьбу за правду. После вспышки гнева мы как бы отрезвляемся от пьянства и видим, что обманули сами себя. Когда почувствуете гнев в душе, то вспомните, что всякий разговор должен быть обязательно отложен, пока Вы не успокоитесь и гнев не пройдет. Во время гнева даже как будто справедливые слова оказываются напоенными злобой, и душа другого человека отталкивает их от себя. Если же по какой-либо исключительной причине разговор нельзя отложить, то вначале помолитесь за прогневавшего Вас человека, а затем произнесите про себя 33 раза Иисусову молитву. Советую Вам ознакомиться во втором томе «Добротолюбия» с учением святых отцов о борьбе с гневом. Вы найдете соответствующие параграфы в давлении книги. Что же касается приступа гнева в день Причастия, то я советую Вам принести полную Исповедь, начиная с детских лет, так как недостаточно исповеданны грехи могут стать причиной внутреннего разлада.
У меня есть грех чадоубийства (аборт). Я каялась этом грехе. Знаю, что надо всю жизнь молиться своих загубленных чадах. Могу ли я читать дома Псалтирь о загубленном ребенке? Могу ли я читать акафист об упокоении усопших (также за чадо, убитое во чреве)?
Вы можете в своей личной молитве просить у Бога милости к Вашим убиенным детям и подавать тайную милостыню за них. Но просить Царства Небесного - это просить невозможного. Здесь идет речь об облегчении участи, о неких, неведомых нам, утешениях, которые Господь может даровать Вашим младенцам, и это для них - большое счастье. Самым большим духовным подарком будут для Ваших детей - Ваши старания отговорить Ваших подруг от совершения подобного греха.