«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Между старообрядчеством и старыми обрядами есть су­щественная разница. Старообрядчество - это раскол в Право­славной Церкви, который, разумеется, я не могу оправдать; а так называемые старые обряды - это консервация русской ри­туальной традиции XV-XVII веков, против которой я существенно не могу возражать.

В чем, по-Вашему, причины падения великого еги­петского монашества в монофизитство?

Святой Григорий Богослов пишет, что для спасения на­до очищать свое сердце, а для богословия необходимо знать философию. Падение египетского монашества в монофизит-скую ересь явилось следствием непослушания монахов своему священноначалию.

Будучи прихожанином православного Свято-Никольского храма, читал книги Мартина Лютера «Лекции по "Посланию к Галатам"», «О рабстве воли», «О вавилонском пленении Церкви», о чем поделился со своими друзьями-прихожанами. Они мне дали для вра­зумления книгу «Письма старца Макария Оптинского», но она меня не вразумила. Макарий в целом совету­ет своим подвигом спасаться. Закон в Посланиях Павла понимает узко - лишь как иудейский обрядовый. А православный закон считает спасительным. Я, навер­ное, экуменист. Верую, что существует единая христи­анская Церковь. Но ее бытие не очевидно. Это вопрос веры, а не знания, как и в Символе веры. Странно, но, разделяя взгляды Лютера на оправдание одной лишь верой (строго говоря, благодатью Божией, с которой со­единяет меня вера), я не вижу в этом противоречия с православным вероучением. В чем, с Вашей точки зрения, ключевые ошибки Мартина Лютера?

Главная ошибка Лютера в том, что, отойдя от католииизма, он не ориентировался на Православную Церковь, а создал собственную конфессию, то есть «произошел сам от себя». Че­ловек спасается через синергию Божественной благодати и человеческой воли. Лютер игнорировал личный подвиг челове­ка в деле спасения и, вместе с этим, отверг христианскую аскезу. Советую Вам прочитать книгу митрополита Стефана Яворского «Камень веры».

Какая разница между понятием «бесстрастие» - в Православии и буддизме?

Христианское бесстрастие - это покой от страстей и аф­фективных чувств, который достигается стяжанием благода­ти. Буддистское бесстрастие - это состояние равнодушия и безразличия, где всякие эмоции - и добрые, и худые - воспри­нимаются как зло.

В чем конкретно опасность «Филиокве» и почему этот догмат решительно отвергался всеми нашими свя­тыми? Почему Дух не может исходить и от Сына?

Опасность «Филиокве» заключается в том, что Дух Свя­той представляется как имеющий два начала. Три Лица Свя­той Троицы являются тремя Абсолютами. Бог Отец является началом Святой Троицы, но не во времени, не так, что Он был прежде, а Сын и Дух Святой позже, а как форма самой внутренней жизни Триипостасного Бога. Если же Дух Свя­той имеет началом Отца и Сына, то есть двух Абсолютов, из Которых исходит третий, то, значит, Бог Отец как причина оказывается недостаточным для исхождения Духа Святого. Между тем как три Абсолюта и один Абсолют представляют собой равную бесконечную величину. В учении о «Филио­кве» содержится не только догматическая, но и сотериологическая ересь. Святые отцы на Вселенских Соборах предавали анафеме тех, кто изменит в чем-либо Никео-Царьградский Символ веры. Эти постановления были подписаны представителями Римской церкви, но затем Римский патриархат, во­преки собственным решениям, сначала допустил, а затем дог­матизировал «Филиокве», тем самым нарушив соборный принцип Церкви, поставив себя над Вселенской Церковью.

На одном из сайтов Русской Православной Церкви чи­тал краткое описание (глазами паломника) чуда Благодатного огня в Иерусалиме. И был весьма удивлен, что Православный Патриарх входит в храм в сопровож­дении армянского Патриарха. 1. Почему именно в со­провождении армянского Патриарха - в этом какой-то смысл? или дань традиции - какой? 2. Вселенская Цер­ковь осудила армянскую веру как ересь - монофизитство (если мне память не изменяет). Почему же Патриарх осужденной за ересь Церкви сопровождает (и именно он сопровождает, а не католик, не несторианин, не арианин, не другой отколовшийся) Иерусалимского Патриарха во время чуда?

Богослужения в Иерусалимском храме Воскресения Хри­ста Спасителя определены особым соглашением и правами, данными султанскими фирманами, еще со времен правления в Иерусалиме мусульман. В данном случае мы имеем подтвер­ждение чуда Благодатного огня не только от православных очевидцев, но и от иноверцев. Армянский Патриарх присут­ствует в роли наблюдателя, а не сомолитвенника.

У меня к Вам два вопроса. 1. В последние годы именно в США часто происходят стихийные бедствия, на­пример - ураган «Катрин» был недавно. И именно США, по моим наблюдениям, чаще всего беспокоят сти­хии. Так, может, небеса карают эту страну за то, что США - единственная в своем роде страна по огромному количеству сект и ересей (даже сайентологов узакони­ли)? Как мне, православному христианину, реагировать на известия о подобных стихиях с человеческими жерт­вами - как на кару Господню на еретиков? Или следует мне, как христианину, сочувствовать пострадавшим? 2. Один протестант (пятидесятник) сказал как-то: «Бог не карает, он нас любит, а карает только диавол». Разъ­ясните, пожалуйста, есть ли смысл в таких словах.

1. Праведный Авраам просил Бога пощадить Содом; мы не можем радоваться наказанию других уже потому, что сами грешны. 2. Господь попускает диаволу карать людей.

Как оценивает Православная Церковь Пурим и собы­тия, связанные с этим праздником? Евреи считают эти события победой Бога над язычниками. Есть ли связь праздника 8-е Марта с Пуримом? Если нет, то по­чему празднование этого праздника является грехов­ным (когда не попадает на дни Великого поста)?