«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Григорий Грабовой отличается от диавола: диавол - дух, а Григорий - человек по плоти. Диавол боится креста, а Грабо­вой креста не боится и не стыдится. Но для диавола нет Пока­яния, а Грабовой может, если захочет, покаяться. Других раз­личий пока что не заметил.

Я живу в Бурятии, коренное население которой исповедует буддизм. Не так давно в их духовной жизни произошло большое событие - извлечение из земли «нетленного ламы» Хамбо-Ламы Итыгилова, более 80 лет назад похороненного и сохранившегося так, что проведенная научная экспертиза не нашла отличий в его ор­ганике от тканей живого человека. Как относиться к та­ким явлениям, есть ли это проявление святости? Может ли Бог прославлять буддистов, мусульман, других ино­верцев?

Есть два вида нетления: одно от благодати Божией, другое от темной силы. Например, известный враг Православия и вре­менщик императрицы Анны Иоанновны, Эрнст Иоганн Бирон, запятнавший себя многими преступлениями, после смерти не имел признаков тления. Это чудо, но, конечно, не от Бога. К то­му же древние имели свои тайны мумифицирования и передава­ли их ученикам. Надо сказать, что нетление не является непре­менным атрибутом святости. От первоверховного апостола Петра остался только скелет. Большинство святых подвергалось тлению или частичному тлению, и мы имеем их кости. Вообще, слово: «мощи» - на славянском языке означает не нетленное те­ло, а именно «кости». Что касается ламы, о котором Вы пишете, то я не могу сказать о причине его нетления, но, разумеется, не считаю это прославлением от Бога; притом ламаизм придержи­вается теории переселения душ и поэтому считает тело не орга­нической частью личности, а только временной оболочкой. То есть с точки зрения буддизма прославление скорлупы, из которой вылетела птица, совершенно непонятно. Во времена революции в монастырях проводились вскрытия гробниц, где находились останки святых, и атеистическая пропаганда стала трубить о том, что в большинстве гробниц находятся кости, а не тела, на­счет чего Церковь дала обстоятельные объяснения. В данном случае феномены, подобные нетленному телу ламы, не должны смущать Вас. В мире много необъяснимых и неразгаданных яв­лений, и иногда самый верный ответ: «Не знаю». Святой Амвро­сий Оптинский говорил, что после его смерти от его трупа будет исходить смрад за то, что он брал на себя много чужих грехов, Наверное, это выпросил в молитве сам преподобный за то, что его при жизни очень почитали люди. Не будем судить о ламе, а займемся собой: насколько мы исполняем заповеди Евангелия,

Вы посоветовали мне посмотреть, что говорит отец Андрей Кураев о Рерихах. Да, мнение Кураева о Ре­рихах негативно, он высказывается об учении Рерихов как о сектантском. Но Вы же понимаете, что сколько людей, столько и мнений. К сожалению, я увидела в его высказываниях много «личной» неприязни к рериховцам. Так обидно стало, что между такими прекрасными «сторонами», как Церковь и Рериховское движение,- «война». Как можно поливать грязью человека, кото­рый все-таки сделал столько хорошего для человечест­ва, а не для себя (Пакт в защиту культурных ценностей, подарил столько картин...)!

Негативное отношение к Рерихам высказал не только ди­акон Андрей Кураев, но и Синод Русской Православной Церк­ви, который охарактеризовал их учение как ересь, несовмести­мую с православным учением. Знакомы ли Вы с письмом махатм, переданным через Рерихов Советскому правительст­ву и адресованным уже умершему Владимиру Ленину? В этом письме учителя Рериха благодарят Ленина за разгром Церкви и уничтожение семьи (хотя последнее коммунистам довер­шить так и не удалось). Перефразируя Николая Клюева, мож­но сказать: «Есть в Рерихе ленинский дух». Сама мадам Рерих пользовалась языческим поклонением со стороны супруга и его друзей. Церковь и рериховцы - это не две «стороны», которые можно объединить в каком-то синтезе, а христианская ретина и язычество.

Имея такую точку зрения относительно семьи Рери­хов, Вы могли бы на мгновение представить, что то, что Вы говорите и пишете по этому поводу, не от све­та, но от тьмы? Чувствуете ли Вы в этом случае ответ­ственность за тех, кто идет за Вами «вниз»?

Покорнейше прошу ответить мне, от света или тьмы был Ленин, которому Николай Рерих привез благодарственное письмо, от тибетских махатм, за реки пролитой крови?

Я считаю, что Рерих привез Ленину благодарствен­ное письмо не за реки крови. Зерно прорастает с бо­лью, можно ли эту боль назвать злом?

Во-первых, Вы ушли от прямого ответа. Ленин и больше­визм «от света или тьмы»? Во-вторых, в письме махатм ясно сказано, за что они благодарят Ленина и называют его своим братом-махатмой,- за разрушение Церкви, за разрушение се­мьи. Индийский теософ и поэт Рабиндранат Тагор, посетив за­литую кровью Россию, писал: «Лучше атеизм, чем Церковь». Махатмы обещали силам, устроившим революцию, свою по­мощь. Какая это помощь, можно догадаться. В-третьих, зерно познается по колосу, а следствие революции - уничтожение духовенства и интеллигенции,- сердца и ума России. С бо­лью, о которой Вы пишете, можно не только рождаться, но и умирать от полученных ран. Делегацию из Тибета приняли Ге­оргий Чичерин и Анатолий Луначарский. Это говорит о том, что посланию махатм придавали серьезное значение идеологи коммунизма. Один из тибетских оккультных союзов оказывал активную помощь Гитлеру и его партии. А Гитлер «от света или тьмы»? Неужели десятки миллионов человеческих жертв - это только биологические удобрения для сада, по аллеям кото­рого будут гулять духовные потомки Рерихов?

В нашем городе выходит несколько бесплатных рекламных газет. В этих газетах теперь, как правило, рекламируют себя всякие гадалки, «ясновидящие» колдуны. Некоторые из них позируют рядом с икона­ми, крестом, пишут, что имеют Божие благословение Недавно читаю в одной из газет обращение православ­ных христиан не о том, что к колдунам ходить грех, а о том, что с этими газетами нужно обращаться очень ос­торожно, потому что в них иконы, имя Божие. И ни слова о пагубности обращения к гадалкам! Как Вы счи­таете, это правильный взгляд?

В некоторых старинных Требниках было указание на то, чтобы христиане не ходили к гадалкам, хотя бы у тех в комнате были иконы и свою ворожбу они начинали бы с христианских молитв. Апостол Павел пишет, что «сатана может преображать­ся в Ангела света» (2 Кор.11,14). Газеты, рекламирующие колдунов и гадалок, не следует даже брать в руки, но если они попали в ваш почтовый ящик, то их следует сжигать, несмотря на то, что там находятся изображения икон как маскировка. Можно вырезать иконы и сжечь их отдельно, а чтобы пепел от икон не попал в мусор, отнести его на чистое место.

Я на пути к воцерковлению. Но из-за тяжести на ду­ше и некоторых причин и слабости духа случилось оказаться у «бабушки», так вроде в миру их называют, Все происходило перед старинным образом Спасителя, а она позади - со стаканом, с яйцом и с водой, как бы обследовала. Сказала - сильные «сглаз, зависть, пор­ча». Согласился снять «сглаз», на ночь в изголовье ставлю стакан с водой и яйцом, и так 8 дней, а потом следует отдать «бабушке» скорлупу. Чувствую, грех это для меня сильный. Готовлюсь к Исповеди и Таинству Причащения в это время, на Исповеди батюшке скажу об этом... и просто не знаю, как быть...

Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Исповедуйтесь перед духовником и попросите у него дать Вам епитимию. Разумеется, советы колдуньи не надо исполнять; а что касается икон в доме у подобных людей, то это маскировка для того, чтобы чело­век сразу не догадался о демонической сущности их приемов.

Много шума наделала книга Дэна Брауна «Код да Винчи», ее автора Ватикан публично предал анафе­ме (в книге, в частности, пишется о том, что Мария Маг­далина была женой Иисуса Христа и у них была дочь). Я читал ее, и как мне, православному христианину, к ней относиться: как к несерьезной фантазерской выдум­ке писателя или как к богохульному произведению? Грех ли то, что я эту книгу читал? Нужно ли каяться?