«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О МЕДИЦИНЕ И ПСИХОЛОГИИ

У нас с женой нет детей по причине моего бесплодия. Скажите, как относится Церковь к искусственному осеменению спермой донора?

Церковь смотрит отрицательно на всякое искусственное вмешательство в тайну рождения человека. Этого вопроса я касался в моей книге «В аду на земле».

Я инвалид детства, и мне рекомендовали несколько упражнений по восстановлению здоровья. Вопрос: ведь все мы сыны Божий, и Ему было угодно, чтобы я был инвалид, так можно ли мне делать эту зарядку с церковной точки зрения?

Лечебная гимнастика вполне допустима для христианина Желаю Вам выздоровления.

Что Вы думаете о таких медицинских препаратах, как транквилизаторы? Врач около года назад вследствие болезни, прописал попить мне феназепам. Тогда приходской священник меня благословил на ле­чение, но однозначный ответ на вопрос,- стоит ли при­нимать такие препараты, я так и не получил. Ведь ког­да человек раздражен, в нем бушуют страсти, и лечение этому - пост и молитва. Или я ошибаюсь?

Транквилизаторы оказывают действие, подобное действию слабых наркотиков. Они подавляют реакцию нервной системы, но не лечат ее, поэтому однозначного ответа здесь не существует. Но я согласен с Вами, что для христианина главное - победить раздражение, искоренить страсти, то есть изменить свой харак­тер, а это могут сделать не химические препараты, а разумный образ жизни, послушание духовному отцу и молитва.

Каково Ваше мнение о том, что архиепископ Крым­ский и Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) был хирургом?

По моему мнению, занятие хирургией архиепископа Луки, после принятия монашества и священного сана, было вызвано экстремальными условиями, в которых он находился, и явля­ется исключением, а не примером для подражания.

Можно ли отнести профессию фармацевта ко грехов­ной? Приходится продавать таблетки «от стыда» я другие развращающие и убивающие душу вещи. Мно­гие лекарства созданы на основе плаценты. Наркома­нам приходится продавать шприцы, очень многие быс­тро помогающие лекарства содержат наркотические вещества, у человека появляется пристрастие, он при­ходит снова. А у фармацевта появляется чувство вины.

Если фармацевтику обращают против жизни и здоровья че­ловека, то соучастие в этом становится греховным. Я думаю, что вопрос поставлен по-христиански и содержит уже ответ.

Как Церковь относится к употреблению обезболива­ющих препаратов? Ведь Господь попускает страда­ния, боль (в том числе и предсмертные) как очищение души от грехов. Принимая же обезболивающее, чело­век как бы лишает себя возможности страдать. Важно особенно знать про предсмертные страдания.

Надо, чтобы сам больной, если он христианин, решил во­прос, принимать ему обезболивающие средства или нет. Во вся­ком случае, обезболивающее средство должно облегчать страда­ния, но не приводить больного в состояние наркотического беспамятства. Надо учесть, что некоторые люди из-за сильной боли желают себе смерти или даже пытаются убить себя.