«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пожалуйста, разъясните, насколько серьезно нужно относиться к «бабушкиным» предупреждениям о том, что еще некрещеного грудного младенца (3 недели) могут нарочно и не нарочно «сглазить» при прогулке на улице? Поможет ли от этого булавка, прикрепленная к пеленке малыша головкой вниз?

Надо признаться, что крещеный младенец более защищен от демонической силы, чем некрещеный, поэтому Церковь благословляет крестить ребенка как можно раньше. Что же касает­ся защиты младенца от «сглаза» булавкой или какими-либо амулетами, то это относится к области не веры, а суеверия.

О НАУКЕ И ЛЖЕНАУКЕ

Я православный христианин. Также я ученый, рабо­таю в области молекулярной биологии. В настоящее время усилия подавляющего числа биологов направлены на поиск средств, которые препятствуют болезням и ста­рению. Интенсивно ведется поиск методов продления молодости, продления жизни (с моей точки зрения, уче­ные пытаются противиться воле Божией, которая опре­делила нам страдание, тление и смерть на земле). К тому же предлагаемые решения этих проблем зачастую амо­ральны даже с мирской точки зрения (стволовые клетки, клонирование). Когда я рассуждаю о современной науке, то прихожу к выводу, что все научные открытия или до­стижения препятствуют спасению. Когда я смотрю на науку изнутри, то мне кажется, что вся она пронизана духом гордыни. Такие рассуждения обычно приводят меня в уныние, так как сам процесс научного поиска мне нравится и мне достаточно сложно решиться порвать с на­укой, хотя никаких успехов в ней я не достиг (даже не за­щитил кандидатскую диссертацию, хотя мне уже 36 лет). В связи с этим у меня вопросы к Вам. 1. Кому служит со­временная наука: диаволу или Богу? 2. Могу ли я без вре­да для своей души продолжать работать в науке?

Я не имею специальных знаний в той области, которой ка­саются Ваши вопросы, поэтому могу поделиться с Вами только своим личным мнением. Вторжение генетики в сокровенную тайну человеческой жизни, по моему мнению, может иметь только разрушительные последствия, которые особенно опас­ны тем, что могут проявиться не сразу же, а в отдаленной перспективе. Ни человеческий организм в целом, ни какая-либо из его клеток не могут быть изучены и познаны с исчерпывающей полнотой. Поэтому в данном случае наука движется вслепую, довольствуясь только непосредственным результатом экспе­римента, не задумываясь о том, что искусственное вмешатель­ство может вылиться в трагедию, если выведется племя уродов которых условно можно назвать «античеловеками». Вы помни­те диалог Фауста с Мефистофелем, который происходил в ла­боратории, где Вагнер задался целью путем соединения эле­ментов вывести в пробирке гуманоида? Гений Гёте как бы слил в этом акте науку с магией. Затем, сама наука довольно аморф­ное и семантически неопределимое понятие. Это, скорее, опре­деленная методология, заключающаяся в умении обобщать эксперимент, поэтому мне трудно ответить на вопрос, согреша­ете ли Вы, как христианин, продолжая научную деятельность. Этот вопрос должен быть предельно конкретизирован и диф­ференцирован, чтобы можно было иметь о нем более четкое представление и суждение. Я думаю, что истинная наука ведет человека к природе, а не отводит от природы. Вопрос, как чело­век проживет свою жизнь, не менее важен, чем - сколько он проживет, а на этот вопрос может ответить только религия. Я думаю, что, при желании и при помощи Божией, Вы сможете найти себя в такой области науки, где Ваша христианская со­весть не входила бы в конфликт с Вашей деятельностью.

В «Слове о смерти» святого Игнатия Брянчанинова написано: «Желательно, чтобы кто-нибудь из пра­вославных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество Право­славной Церкви и даровал человечеству истинную фи­лософию, основанную на точных знаниях, а не на про­извольных гипотезах». Из предшествующего в этом тексте можно думать, что слово: «философия» - здесь употреблено не в его обычном значении. Святой, веро­ятнее всего, имеет в виду систему математических и ес­тественно-научных притчей, которую желательно раз­работать для облегчения усвоения трудных вопросов догматического богословия. Пример, который он при­водит, достигает именно этой цели. Мои вопросы. 1. Из­вестно ли Вам, исполнил ли кто-нибудь в какой-либо мере пожелание святого Игнатия? Если да, то кто и в каких трудах? 2. Считаете ли Вы продолжение работы в этом направлении нужным делом? И если да, то какие вопросы, по Вашему мнению, требуют разработки?

Думаю, что религия и наука - два различных метода познания, если только религию можно назвать условно «методом». Наука имеет в своем распоряжении ограниченное число фак­тов, на которых строит свои теории. По мере накопления фак­тов эти теории сменяются другими. Даже один и тот же мате­риал может быть истолкован по-разному. Сама фактология нейтральна по отношению к религии, а теория предполагает абстракцию, со значительной долей субъективизма. Печаль­ный пример попыток - доказать богословие через науку - представляют собой геоцентрическая, гелиоцентрическая и космоцентрическая модели Вселенной. Религия основана на От­кровении. Для науки характерен постоянный поиск, для рели­гии - усвоение того, что Бог открыл о Себе и мире. Если бы наука приобрела возможность доказать религию, то сама вера, как свободное самоопределение души по отношению к Богу, исчезла бы, уступив свое место знанию, то есть Бог стал бы «насильственной очевидностью». Думаю, что пожелания свя­того Игнатия были вызваны фальсификацией науки - с целью опровергнуть религию. Но в таком случае следует найти отход от принципов науки у самих фальсификаторов, а не делать из науки эфемерных, как бы картонных подпорок для веры.

О МЕДИЦИНЕ И ПСИХОЛОГИИ

У нас с женой нет детей по причине моего бесплодия. Скажите, как относится Церковь к искусственному осеменению спермой донора?

Церковь смотрит отрицательно на всякое искусственное вмешательство в тайну рождения человека. Этого вопроса я касался в моей книге «В аду на земле».

Я инвалид детства, и мне рекомендовали несколько упражнений по восстановлению здоровья. Вопрос: ведь все мы сыны Божий, и Ему было угодно, чтобы я был инвалид, так можно ли мне делать эту зарядку с церковной точки зрения?

Лечебная гимнастика вполне допустима для христианина Желаю Вам выздоровления.

Что Вы думаете о таких медицинских препаратах, как транквилизаторы? Врач около года назад вследствие болезни, прописал попить мне феназепам. Тогда приходской священник меня благословил на ле­чение, но однозначный ответ на вопрос,- стоит ли при­нимать такие препараты, я так и не получил. Ведь ког­да человек раздражен, в нем бушуют страсти, и лечение этому - пост и молитва. Или я ошибаюсь?