«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Я думаю, Вы уже сказали мужу все, что могли сказать о вреде курения. Может быть, следует дать ему почитать специальные статьи по этому вопросу: они имеются в церковных ма­газинах. Возьмите какое-нибудь молитвенное правило за него, например, читать акафист хотя бы раз в неделю святому, имя которого носит муж.

Прочитал Вашу статью о демонообщении. Я сам страдаю алкоголизмом, и много лет вместе с моей женой мы ведем борьбу с этим недугом (демоном), но пока безуспешно. Сам я справиться с этим не могу. Ис­править положение при помощи врачей тоже не полу­чается, это только на время заглушает и отодвигает кризис. Последний раз я не пил 1,5 года. В этом году перед Рождеством Христовым был послушником неде­лю в Оптиной пустыни. В июне этого года принимал участие в ремонте храма Архистратига Михаила в ски­ту Оптиной пустыни. Надеялся, что я с помощью Бо­жией победил этот недуг.

И вот после этого со мной опять произошел кризис, я впал в запой, из которого смог выйти только с помо­щью врачей. У меня нет духовного отца, поэтому про­шу Вас помолиться за меня об избавлении от демона пьянства. Дайте совет и наставление, как мне самому преодолеть это (какие молитвы читать, каким святым поклониться, какие монастыри посетить и так далее). Я хочу побороть этот грех, избавиться от него, невоз­можно жить с таким грузом, стыдно перед Богом и людьми, которые меня любят.

Советую Вам прежде всего найти духовного отца, с кото­рым Вы были бы в молитвенном единении, и стараться ис­полнять его предписания. За послушание духовному отцу Господь дает благодать, а своими силами, без благодати, мы не можем победить страсти и бесов, действующих через них. Есть обычай молиться от пьянства святому мученику Вони­фатию и святому Моисею Мурину. Я советую Вам иметь у себя Евангелие малого размера и, когда захочется выпить, прочитывать по главе, а также советую заниматься Иисусо­вой молитвой.

Мой муж прочитал Вашу статью о курильщиках наркоманах и алкоголиках и долго не мог успоко­иться и кричал, что Вы не знаете сути вещей. Он пил сильно, постоянно курит. Очень эгоцентричен. Как ему помочь, чтобы он, во-первых, бросил курить и, во-вторых, самой бы не злиться и не осекать его, хотя в эти моменты очень хочется отстаивать служителей Церкви и их мнения? Но с ним это довольно тяжело так как он очень начитанный, верующий, но невоцер-ковленный...

Ваш муж хорошо понимает, в чем дело, но он живет в стра­стях, а страсть не поддается логике. Спросите его, может ли он молиться с сигаретой во рту или находиться пьяным в церкви, если он считает, что в курении и алкоголизме нет греха. Мне кажется, что он не привык жертвовать чем-нибудь для своей семьи,- и это он понимает и поэтому злится и ругается. Надо переменить его отношение к жизни вообще и найти ключ к его сердцу, хотя это очень нелегко. Пока Вам остается бороться двумя способами: молитвой за него и работой над самой собой, чтобы не отвечать на гнев гневом.

Я мать троих детей, и у нас большое горе: их отец и мой муж - наркоман. Муж такой - это крест спе­циально для меня, за мои грехи? Тогда в чем виноваты дети, нужно ли им страдать вместе со мной? Если нет (то есть это не мой крест), то как исправить ошибку, случившуюся по недоразумению? За время нашей со­вместной жизни (и до, и после Венчания) он неодно­кратно избивал меня, детей, угрожал меня убить и най­ти другую мать детям, ломал и выбрасывал святыни, иконы, книги, грозился «упечь» меня в психиатриче­скую лечебницу. В его «спокойные» дни он проводит время так: делает себе инъекции героина, приходит в невменяемое состояние, и все это на наших глазах. Пос­ле чего он смотрит всякие непотребные вещи по телеви­зору. Кормильцем он не является, мы живем на деньги моего отца, а родители, к сожалению, не знают о его наркозависимости. Зачем все это (наша совместная жизнь), если он не хочет исправиться? Как помочь больному, который хочет болеть? Нужно ли из жалости к нему не жалеть детей?

Ваш вопрос настолько сложен и серьезен, что я советую Вам обратиться не к священнику, который венчал Вас, а к архиерею, который имеет власть аннулировать брак, если он найдет это необходимым. Человек может выйти из состоя­ния наркозависимости, если у него есть идеи, ради которых он решится на тяжелую борьбу с собой. Но очевидно, таких идей у Вашего мужа нет, и даже любовь к детям не является для него импульсом в этом отношении. Вообще наркомания, как и пьянство, часто связана с аутизмом и безразличием к другим. Поэтому я не могу утешать Вас надеждой, что он обязательно выйдет из такого состояния, которое я назвал бы нравственным безумием. Думаю, что здесь Вы сами должны обдумать этот вопрос, ибо в нем столько нюансов, которые трудно учесть другому человеку, а потом решить его совместно с епископом. Но во всех случаях Вы должны мо­литься за мужа; такие люди сами несчастны и делают несча­стными других. Рану, даже гноящуюся, надо лечить, но если она перешла в гангрену, то необходимо хирургическое вме­шательство, чтобы не погиб весь организм, а этот организм - Вы и Ваши дети.

Мне так тяжело, мне так больно и обидно за себя и за свою семью... Дело в том, что я попал в зависи­мость от азартных игр, я играю больше 2 лет, я проиг­рал все деньги, я проигрываю всю зарплату. Я не могу остановиться, и мне стыдно и страшно... У меня плачет душа, ноет сердце, я знаю, что нельзя играть в казино, это плохо, но не могу туда не ходить... Меня тянет туда какая-то диавольская сила, у меня отключается разум... У меня нет больше сил жить...

Когда Вам захочется пойти в казино, раскройте Евангелие и внимательно прочтите хотя бы одну главу, а если сможете, то читайте каждый день акафист Божией Матери или святому Николаю Мирликийскому. У нас нет сил бороться с грехом, но у Господа сил много, поэтому нам надо исповедовать Ему свое бессилие и просить помощи. Еще советую Вам принести подробную Исповедь с 7 лет во всех своих грехах, которые Вы вспомните.

О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Прочитал, что душа человека делится на три части: рассудочная, волевая и чувствующая. Если дух в рабстве у чувствующей части души, то это человек на­строения. А кто-то из святых отцов писал, что душев­ный человек - это как бы полоумный. Значит, творче­ство мешает спасению? С детства у меня на устах рифма, и по моему лицу окружающие определяют мое мнение, так как я не всегда в силах спрятать эмоции. Является ли выражение своих чувств и эмоций в по­эзии, живописи и так далее опасным?

Нужно воссоздать иерархию, или, другими словами, пра­вильную гармонию между духом и душой, тогда душевные силы будут воспринимать импульсы, идущие от духа. Напри­мер, гимны святого Симеона Нового Богослова по богатству изобразительных средств, использованных им, можно на­звать вершиной византийской поэзии позднего Средневеко­вья. Если же дух подавлен душой, то искусство и поэзия ста­новятся голосом эмоций и страстей, как бы тонки и сублимированы они ни были. Выражение своих чувств через искусство усиливает их действие и включает в их поле дру­гих людей.