«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
На Рождественских чтениях всякий раз рассматривается вопрос о возможности и реальности существования театра, православного по форме. Чем он должен отличаться от ныне существующего? И какие опасности подстерегают православных верующих по обе стороны рампы? В Вашей статье о скрытом демонизме рассматривается конкретная вульгарная школа натуралистического театра, взращенная социалистической идеей. Традиция русского театра отрицает перевоплощение в смысле отрицания собственной личности, отрицает имитацию, претензию на реальность...
Я не могу представить, что значит «театр, православный по форме». Театр - это вид искусства, имеющий свою специфику. Язык изобразительного христианского искусства - это язык символов, а не имитация истины. Играть в истину - невозможно, Опасность с одной стороны, за рампой,- внутренне отождествить себя с библейскими персонажами, то есть похитить чужие имена. Опасность по другую сторону рампы - воспринять священные события через игру человека, то есть в профанированном виде.
Что касается традиции русского театра, то советую ознакомиться с системой Константина Станиславского, которая является самой популярной в настоящее время, где речь идет именно о «вхождении в образ». Но здесь главная опасность в том, что сам священный образ никак не войдет в артиста, поэтому получится искажение и ложь.
Испокон веков детям на Руси читали русские народные сказки. Читают и сейчас. Но там герои языческого эпоса (Баба-яга, леший)... уместно ли для детей такое читать?
Церковь никогда не благословляла чтения волшебных сказок. Это вид суеверий, вошедших в фольклор. Надо стараться детям читать рассказы с нравственным содержанием. Их можно найти у писателей XIX века.
Я православный христианин. С недавних пор, укрепив свою веру во Христа, я продал телевизор, раздал диски (даже «Андрея Рублева» и «Войну и мир»), уже давно не посещаю театры, музеи (все это псевдоискусство и псевдоживопись), не беру в руки классическую литературу (Льва Толстого, Иоганна Вольфганга Гёте, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и так далее). Хотел вспомнить Александра Блока (« О, весна...») - и не вспомнил. Кроме Евангелия и богословских книг («Добротолюбие»), в руки ничего не беру. Стал замкнутым, необщительным и, люди говорят, каким-то убогим. Может, какие-нибудь увлечения можно возродить и тогда какую литературу Вы порекомендуете?
Решимость - одно из первых условий для тех, кто стремится к спасению. У святого Феофана Затворника есть мысль, что святые отличались от остальных людей тем, что имели решимость - скорее умереть, чем согрешить. Вы стали замкнутым потому, что у Вас стал более богатым внутренний духовный мир. А люди часто бывают общительны потому, что ничего не имеют в себе, и им приходится все брать и искать на стороне. Они подобны тем, кто не желает входить внутрь своего дома и предпочитает уличную жизнь. Что касается стихотворения Блока «О, весна...»,- хорошо, что Вы его не вспомнили. Там есть слова: «С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах». Какой же это бог? В следующей строфе говорится: «Но над нами - хмельная мечта!». Эрос это, или Пан, или Люцифер,- знает один Блок. Но сие имя осталось у него в зажатых и оледеневших губах. Святые отцы пишут, что небезопасно от лучшего переходить к худшему, так как здесь возникает центробежное движение души. Творения святых отцов - духовны, а светских писателей, даже лучших,- душевны. А только духовное переходит через порог смерти в вечность. Помните заповедь, данную Адаму: «Храни и взращай» (Быт.2,15) - Эдем своего сердца.
Может ли любовь к литературе, искусству вообще, стать прелестью и навредить душе? У меня иногда возникает ощущение, что в основе любого произведения, даже самого благонамеренного, лежит некий обман, поскольку и само искусство есть выдумка, фантазия, увлекающая человека в неизвестном направлении. Может ли писатель быть православным?
Я во многом согласен с Вами в оценке современной литературы и искусства. Но писатель, как человеческая личность, может быть религиозным и православным.
Вы писали об Александре Блоке, что он был масон (сатаяист) и все его произведения демонические. Но я читал в одной книге «о посмертной участи» известных людей. О Блоке там написано все очень позитивно, что он страдал и что к концу жизни покаялся и умер, как христианин. Однако самое неприятное, что в книге приводятся цитаты Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус-Мережковской - врагов Православия, масонов,- как людей авторитетных и положительных, да еще и утверждается, что святой Нектарий Оптинский сказал о Блоке: «Александр в раю». Отче, что это, кому это надо и почему?
Неправильная оценка творчества Блока и его личности является не ересью в прямом смысле этого слова, а ошибкой. К сожалению, дух прагматизма все более заражает мышление современного человека, и люди, недостаточно принципиальные, приписывают Православие или даже личное благочестие тем, чья жизнь и творчество несовместимы с христианством. Они думают, что авторитет Церкви в глазах общества повысится, если они припишут к Церкви выдающихся писателей и поэтов, закрыв глаза на богохульство и цинизм их творчества; в общем, хотят доказать свое родство с «богатым дедушкой». Но это не должно смущать Вас. Мирские страсти могут проявляться везде, поэтому при чтении подобной литературы надо быть, мягко говоря, не совсем доверчивым. Блок, незадолго до смерти, обращался к революционному правительству с призывом уничтожить храмы и монастыри. Что же касается супруги Блока, то около нее в кругах декадентов создавалось какое-то хлыстовское почитание.
Что Вы можете сказать о творчестве Владимира Набокова?
К творчеству Набокова я отношусь в целом отрицательно. Это эстет, находящийся под влиянием фрейдизма.
Читали ли Вы книги Карлоса Кастанеды? Ваше отношение к этим трудам?