«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В арийских религиях свастика символизировала космиче­ский огонь. Из древнеготских и скандинавских языческих pелигий нацисты взяли много символов и обрядов. Египетский иероглиф в форме креста знаменовал Солнце. Я не знаю, на­сколько справедлива гипотеза о том, что в раннем христиан­стве свастика символизировала зашифрованный крест. Но это возможно, так как во времена гонений христиане вынуждены были изображать библейские события символически. О раз­личных формах креста вы можете узнать из энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

На иконостасе в храме, а также на иконах можно встретить изображение треугольника, внутри кото­рого глаз. Похожий символ можно увидеть на долларе США и в масонской символике. Помогите разобраться.

Формальное сходство эмблем и изображений еще не гово­рит о тождественности их смысла. Треугольник, внутри кото­рого глаз, символизирует всевидящее око, то есть всеведение Божие. Некоторые христианские символы заимствовали и присвоили себе антихристианские общины и союзы.

О СПОРТЕ

Благословите моего сына на соревнование по кеку-синкай карате-до. Ему всего 6 лет, и в эти выходные мы его отправляем на первые в его жизни соревнова­ния. К этому решению мы пришли не сразу - очень страшно отдавать 6-летнего ребенка в чужой город на 3 дня, но мы доверяем его тренеру, который убедил нас, что все пройдет хорошо, и отпускаем его. Чем ближе четверг, тем страшнее становится - 1,5 года назад я по­теряла мужа, и сын - это единственное, что у меня есть. Дайте, пожалуйста, добрый совет в дорогу.

Я могу только пожелать милости Божией для Вас и Ваше­го сына, а благословить ребенка на карате - я не решаюсь, так как не уверен в том, что карате не сделает его характер агрес­сивным.

Почему в Византии во времена императора Феодосия I и последующих императоров Олимпийские игры были запрещены как языческие, а сейчас Патриарх да. же благословляет их?

В античные времена Олимпийские игры имели религиоз­ный характер, так как были посвящены олимпийским богам. Теперь они потеряли ритуальное значение; впрочем, я не сто­ронник имитации языческих обычаев, даже в виде театрализо­ванных представлений, например зажигания олимпийского огня. Думаю, что благословение относится не к Олимпийским играм, а к православным участникам игр.

Как расценивать собственную подверженность невфотическим реакциям при изучении последних со­стояний у спортсменов?

В процессе познания всегда присутствуют элементы сопе­реживания. Сопереживание связано с интуитивным подсозна­тельным отождествлением. Диагностируя и изучая невротиче­ские состояния спортсменов и их желание во что бы то ни стало одержать победу, Вы мысленно, вернее подсознательно, включаете себя в эти состояния. Замечено, что врачи - психо­логи и патопсихологи отличаются невротическими состояни­ями, а нередко и психическими отклонениями. Здесь два спо­соба предохранения: или любить больного, или в общении с ним держать определенную дистанцию и самоконтроль.

Мой сын по характеру очень нежный и ранимый. Между тем в нашем городе процветает насилие. Я, конечно, стараюсь готовить к духовному противостоя­нию своего сына, но боюсь, что из-за его мягкого харак­тера его могут смять, раздавить, в том числе и духовно. В этой связи я хочу отдать его в одну из секций боевых искусств - не для спортивных успехов, а для закалки воли и тела. Для того, чтобы противостоять хулиганам, а впоследствии стать и достойным защитником Отечест­ва. Но что выбрать, чтобы не повредить душе?

Всякий вид спорта в каком-то отношении связан с мента­литетом человека, особенно это касается восточных едино­борств. Лично мне кажется, что надо сначала отдать Вашего сына в секцию фехтования, которое уже определит в его ха­рактере чувство боевой чести. С практической точки зрения фехтование развивает такие свойства человека, как решитель­ность, мужество и быстрота реакций. Я думаю, что только пос­ле этого можно решить вопрос, где тренироваться ему дальше.

О ФЕМИНИЗМЕ

Меня очень смущают проявления феминизма в цер­ковной среде. Если поет клирос,- то мужчин прак­тически не слышно, регенты - сплошь женщины, ста­росты - тоже. Псалтирь и некоторые молитвы во время службы читают также женщины. В московских храмах мне не раз приходилось наблюдать, как в алтарь спокой­но заходят монахини - женщины совсем не старческой наружности. При уборке в монастырях (в том числе и в алтаре) также используются женщины. Смущает и при­сутствие женщин-трудниц в мужских монастырях. Складывается впечатление, что монахи, уйдя в монас­тырь, по привычке прихватили с собой и женщин, отда­вая дань традиции - все перекладывать на женские плечи. При многовековом стремлении женщин к лидер­ству в обществе, в семье подобное отношение Церкви к «женскому вопросу» только усугубляет уже давно воз­никший перекос во взаимоотношениях между мужчи­ной и женщиной. Апостол запретил глаголать женщине в храме, Господь также дал ей заповеди подчиненности. В этой иерархии - мудрость Божественного устроения и развития мира и закон целесообразности. Как мне вес­ти себя, какое выработать отношение к этому вопросу? Ибо не муж от жены, но жена от мужа (1 Кор.11,8).