«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
В античные времена Олимпийские игры имели религиозный характер, так как были посвящены олимпийским богам. Теперь они потеряли ритуальное значение; впрочем, я не сторонник имитации языческих обычаев, даже в виде театрализованных представлений, например зажигания олимпийского огня. Думаю, что благословение относится не к Олимпийским играм, а к православным участникам игр.
Как расценивать собственную подверженность невфотическим реакциям при изучении последних состояний у спортсменов?
В процессе познания всегда присутствуют элементы сопереживания. Сопереживание связано с интуитивным подсознательным отождествлением. Диагностируя и изучая невротические состояния спортсменов и их желание во что бы то ни стало одержать победу, Вы мысленно, вернее подсознательно, включаете себя в эти состояния. Замечено, что врачи - психологи и патопсихологи отличаются невротическими состояниями, а нередко и психическими отклонениями. Здесь два способа предохранения: или любить больного, или в общении с ним держать определенную дистанцию и самоконтроль.
Мой сын по характеру очень нежный и ранимый. Между тем в нашем городе процветает насилие. Я, конечно, стараюсь готовить к духовному противостоянию своего сына, но боюсь, что из-за его мягкого характера его могут смять, раздавить, в том числе и духовно. В этой связи я хочу отдать его в одну из секций боевых искусств - не для спортивных успехов, а для закалки воли и тела. Для того, чтобы противостоять хулиганам, а впоследствии стать и достойным защитником Отечества. Но что выбрать, чтобы не повредить душе?
Всякий вид спорта в каком-то отношении связан с менталитетом человека, особенно это касается восточных единоборств. Лично мне кажется, что надо сначала отдать Вашего сына в секцию фехтования, которое уже определит в его характере чувство боевой чести. С практической точки зрения фехтование развивает такие свойства человека, как решительность, мужество и быстрота реакций. Я думаю, что только после этого можно решить вопрос, где тренироваться ему дальше.
О ФЕМИНИЗМЕ
Меня очень смущают проявления феминизма в церковной среде. Если поет клирос,- то мужчин практически не слышно, регенты - сплошь женщины, старосты - тоже. Псалтирь и некоторые молитвы во время службы читают также женщины. В московских храмах мне не раз приходилось наблюдать, как в алтарь спокойно заходят монахини - женщины совсем не старческой наружности. При уборке в монастырях (в том числе и в алтаре) также используются женщины. Смущает и присутствие женщин-трудниц в мужских монастырях. Складывается впечатление, что монахи, уйдя в монастырь, по привычке прихватили с собой и женщин, отдавая дань традиции - все перекладывать на женские плечи. При многовековом стремлении женщин к лидерству в обществе, в семье подобное отношение Церкви к «женскому вопросу» только усугубляет уже давно возникший перекос во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Апостол запретил глаголать женщине в храме, Господь также дал ей заповеди подчиненности. В этой иерархии - мудрость Божественного устроения и развития мира и закон целесообразности. Как мне вести себя, какое выработать отношение к этому вопросу? Ибо не муж от жены, но жена от мужа (1 Кор.11,8).
Раньше на клиросе пели мужчины, за исключением женских монастырей. Смешанные и женские хоры на приходах стали появляться сравнительно недавно. Это может быть оправдано в том случае, если мужчин - псаломщиков и певчих не хватает, но здесь принцип икономии перешел в повсеместную практику. С ходом Ваших рассуждений в общем я согласен. Ваша позиция в этом вопросе правильная, но наводить порядок должна иерархия. Ваш голос может иметь характер просьбы или совета.
О ЮМОРЕ
В ваших книгах Вы пишете о шутках категорически отрицательно. Меня этот вопрос смущает, так как я сам имею слабость в этом отношении и употребляю иногда шутки при общении с прихожанами. То же видно у Оптинских старцев и в некоторых Ваших ответах. Не могли бы Вы сформулировать грань? Простите, я задаю этот вопрос не в виде скрытой критики, а действительно желая в нем разобраться получше.
Святой Иоанн Златоуст, перечисляя грехи словом, упоминал о том, что смех, как ложь и брань, оскверняет уста человека, и, говоря о молитве после смеха и шуток, сравнивал наш язык с грязной рукой, которой мы касаемся святыни. Святой Григорий Богослов отзывался об этом более мягко; он говорил, что в шутках должно быть некое простодушие, как у старца, который говорит с малым ребенком. Эта детскость делает шутку беззлобной. По отношению к еретикам некоторые из святых отцов, например святой Григорий Палама и отчасти святой Григорий Богослов, применяли иронию как оружие, чтобы показать нелепость и ложь еретических суждений. Такая ирония оправдана ревностью по Богу и православной вере. Что касается Оптинских старцев, то под шуткой у них часто скрывалось обличение человека в его тайных грехах, а нередко - прозрение будущего. Некоторые из Оптинских старцев иногда прибегали к юродству, мастерили детские игрушки и так далее, но все это имело иносказательное значение. Надо следить за своим сердцем, что проявляется в нем при, казалось бы, невинной шутке: детскость или дикость - унижение человека. Но и шутками, хотя бы внешне добродушными, увлекаться не надо, так как наш ум будет по привычке строить смешные или парадоксальные комбинации, даже во время молитвы. Мне кажется, что на шутки надо смотреть как на алкоголь: чем меньше и реже его употреблять,- тем он полезнее для здоровья.
ЦЕРКОВЬ И СЕМЬЯ