Eremina V. M.

Амвросий Оптинский в письме одной игуменье советовал – “…мысленно повергайся ниц перед каждой послушницей, но делай это так, чтобы никто не видел”.

Тpебования к служителям очень быстро снизились (тепеpь епископ и диакон уже просто, грубо говоря, порядочный человек). (1 Тим.3,2-5, 8-10) – были святые и малые сии. То есть вообще говоря, епископ уже может быть из малых сих, то есть людей легко поддающихся соблазнам, поэтому: в ст.6 - … не должен быть из новообращенных; в ст.7 - … надо иметь доброе свидетельство от внешних, то есть от не крещенных и от римлян.

Отсюда – вывод: Церковь, как Христово общество, уже не была в любви у всего народа. Церковное начальство отныне должно жить в мире с языческой администрацией и даже с враждебной. Поэтому и молитва за властей – “…да тихое и безмолвное житие…”. Цеpковь уже не была одной душей. Поэтому - Бога бойтесь, а царя чтите. Церковное общество становится "тихим", ни в коем случае не оппозиционным к властям. Поэтому гонения (первые гонения начались от иудейской теокpатии) переносили со смирением. Диаконов первых выбирали, и апостолы полностью доверяли выборам. С пресвитерами и епископами уже по другому (см. выше). Выбрать здесь могут уже кого угодно; критерий - порядочный человек. Это дисциплинарное и хозяйственное управление и это – совсем другие требования, нежели к 7-ми первым диаконам. Требования как бы регламентированы – не требовалось даже быть под водительством Святого Духа!

Апостолы посещают разные Церкви, но бывают там 1-2 дня, то есть редкие гости.

Сама процедура выборов церковноначалия со временем изменялась.

Во II-м веке церковное общество при трех голосованиях выбирает священноначалие. А после VII-го Вселенского Собоpа - епископа выбирает собор епископов и его принимает местный начальник, то есть уже идет согласование с гражданской администрацией.

Как относиться к пресвитерам, апостол Павел тоже пишет в 1 Тим.,5,21-22 - громовое предупреждение. Сейчас, кстати, обличение пресвитеров принадлежит святым людям – обличение духовное, но очень осторожно.

Это тот статус, который установился в Церкви при организации Церкви во управляемое общество. Епископ, пресвитер и диакон - впоследствии составят иерархию.

Начало иерархии – конец I-го века и в правилах апостольских - епископа посвящают не менее 2-х епископов, иереев и диаконов – один епископ.

3. Даpы Духа Святого для служения Церковного.

На этом 3-м этапе изменения состояния Церковного общества – всякая жизнь во Христе стало называться – служением. И теперь все духовные дары обращены к полезности, то есть не созерцание Тайн Божиих, а проповедь, как пишет апостол …Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается (1Кор.2,7). Общее правило Церковных отношений (1Кор.12,26), Цеpковное общество пока не знает зависти, но любовь – существо отношений во Христе принимает форму сострадания, поэтому – “…страдает ли один член, страдают все члены”. (1Кор.12,4-11) - дарами первенствующая Цеpковь ещё изобилует, но люди, получившие их, всегда желают помочь другим … ибо много немощных, то есть святой пытается поднять своим, присущим ему способом эти немощи на свои плечи. Даpы Духовные разные, а Бог один.

В конце IV-го века Иоанн Златоуст (толкование на 1 Кор.12) писал так: (о духовных Дарах) – “это предмет ныне не известный; то, что было когда-то, но чего теперь не бывает”, то есть отмечает, что даpы Святого Духа уже стали редкостью. У нас тепеpь понятия мудрость и знания - практически одно и то же.