Eremina V. M.

2. Collegium funeiraticium – погребальные места – и отсюда по закону брать не могли.

В Риме эти места были святы, так как в Риме распространено было многобожие – поликонфессиональная империя. (Вообще при развитом законодательстве – хоть один закон, да за нас!). Панихида – всенощная – развилась из древних богослужений.

Христиане не прятались в катакомбах, а проводили Богослужение. (Катакомбная Церковь – придумка Карловчан и не далее как в ~ 30-е годы XX века).

По закону Марка Аврелия христиан преследовали, как уголовников; до этого, как при большевиках – Церкви пытались приписать статью КР (контрреволюция) или АСА (антисоветская агитация), так и при Нероне – поджог Рима, а при Траяне – под тайные общества. До Марка Аврелия, который в 177 г. запретил христианство законом, гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными.

Христиане всегда были лояльны к гражданской власти всех рангов в империи. Эти строки недаром написаны в 54 г. (к римл.,13 ~54 г.), так как Нерон вступил на трон на крови, отравив двоюродного деда и приемного отца Клавдия, убийство которого сопровождалось кощунством, и через 4-е года убил и мать. И даже при таком императоре Церковь была лояльна к власти (1Тим.2) написано именно после убийства матери Нерона. Эта часть послания вошла даже в литургию “….о властях и воинстве …., ….да тихое и безмолвное житие поживем… ”.

Именно в это время Церковь сформулировала свое отношение к властям на той канонической территории, где она находится. И это не просто лояльное отношение, но - Бога бойтесь – царя чтите. В ответ на гонения христиане не выступали с оружием в руках, не роптали, а каялись даже в мысленном ропоте.

Поведение христиан во время гонений.

Не все христиане были мучениками. Людей, которые отрекались от Христа заранее или не выдерживали пыток, называли отпавшими и так было во все века.

Гонения, которые были от иудейской теократии, были как бы подпольными и происходили, как правило, когда ослабевала власть. Брат Господень апостол Иаков был сброшен со стены Храма в 62 г. как раз в междувластие. При появлении сильного правителя такие гонения прекращались.

Но в 64-м году с Нероном именно власть ополчилась на христиан, но эти гонения фактически только укрепили Церковь. И - (ап. Петр П. 1,4,1-2, 12-16, 19) – увещевание стоять твердо и не только не роптать, но - вашими страданиями вы – соучастники страданий Христовых и вы принимайте их во Славу Божию, как свидетели Христовы. Мысль – гонения укрепляют Церковь! Страдания надо принимать во Славу Божию.

Все мученики напоминают о Христе распятом; именно поэтому, наблюдая за мучениями, то есть, видя свидетельства, язычники часто обращались к вере во Христа. Церковь возрастала на крови мучеников!4