Eremina V. M.

Не каждый христианин может быть мучеником: и поэтому, не каждый христианин должен стремиться к мученичеству, искать как бы; и такое настроение Церковь стала сразу отсекать. Апостол Петр после первых гонений в 64 г. хотел убежать, но на выходе из Рима встретил Самого Христа въяве и спросил Его: “…Камо грядеши, Господи…”, и услышал – “Эо Рома …” - на чистейшей латыни – “…иду вновь распинаться в Рим…”.

Это дает нам существо мученического подвига – они распинаются, то есть подвергаются мучениям для назидания братий, для помощи Христу, как соработники Христовы и если они отказываются от этого соработничества, значит, они вновь приглашают Христа распинаться за них.

Ученики как бы взамен Христа возносятся от земли на кресте (колесуются, сжигаются и т.д. – это и есть вознесение от земли) для привлечения всех, ибо Господь сказал: “…как вознесусь – привлеку всех”, (см. Иоанн 12,32) то есть мучаются для спасения рода человеческого.

Мученики как бы вместо Христа распинаются – для вознесения от земли, для привлечения всех и для спасения всех – Церковь стремиться охватить всю землю. Сектанство, кстати, наоборот: стремится отделиться: мы – избранные, а то толпа.

Мученичество – венец всей праведной жизни, но если человек не имеет мученической благодати в теле (пр. Силуан Афонский – что даже тело желает пострадать за Христа), то такой человек не выдерживает мучений.

Священномученик Петр Александрийский (~311 г., память - 25.11 ст.ст.) в своем послании (прав.8,12) дает определение, что такое мученичество и что надо делать. Поэтому, если не призван, то все оставь, предприми все возможные меры, чтобы скрыться – уклониться от мученичества – мученичество не для всех!

Характер гонений, начиная с Траяна и, еще более, с Марка Аврелия, уже не носит тип геноцида, а это значит, что в первую голову, стараются брать, так называемых, зачинщиков, то есть руководителей общин. И VI-й Вселенский Собор на основе послания Петра Александрийского утвердил – если вместо вас пострадал кто-то другой, то вам это не вменяется в вину.

Эта же мысль в (Д. 19,30-32) – когда апостола Павла хотели потащить в цирк на расправу, то его не нашли и вместо него взяли Гайя и Аристарха, а самого Павла – не пустили ученики. А также прецедент апостола Петра – когда его вывел из темницы ангел, то были казнены 16-ть воинов – и он не должен был бежать и спасать их, наоборот, они должны были сами озаботиться и сбежать, увидев, что нет Петра. Да и когда Господь был увезен в Египет Своей Пречистой Матерью и Иосифом Обручником (по Церковному Преданию в сопровождении Иакова), то были убиты 14000 младенцев.

12 правило Петра Александрийского – оправдывает взятку для избежания мучений (деньги - прах), а 13-ое правило Петра Александрийского – оправдывает бегство христиан от мучений.