Eremina V. M.

Преподобный Силуан Афонский дает онтологическую подоплеку - “благодать в теле такая, что само тело желает пострадать за Христа, но если человек напрашивается на страдания, не имея мученической благодати, то он либо не выдерживает мучений, либо ожесточается и начинает ненавидеть своих врагов” - утрачивает любовь.

3. явление Силы и Славы Божией при мучениях.

(Д.7,56) – это свидетельство только Стефана, а в спорадических гонениях часто чудеса были явлены воочию и многим людям (Татьяна – глаз выжил, тело восстановилось).

У нас, конечно, тут же сразу же: Как это могло быть? Как это происходило? Почему страдания у мучеников претворяются в чудо?

Когда Христов свидетель действует, то Сам Господь Иисус Христос берет на Себя все страдания, все наши недуги и поэтому, видимо, нервы замолкают - боли нет, раны исцеляются и т.д., но только именно у свидетелей, а не у всех убиенных за Христа.

Например, Елизавета Федоровна в 1904 г. в Чудовом монастыре получила предсказание от старца Гавриила о том, что ее живой сбросят в колодец, т.е. она уже знала о призыве и ждала мученической кончины, поэтому и смогла до конца выполнить свой долг – пела, перевязывала раны великим князьям, гранаты не разорвались (при раскопках это увидели), а остальные, убитые из царской семьи таких явлений не удостоились.

4. Любовь и прощение к врагам и гонителям, милосердие к согрешившим братиям.

И Господь Иисус Христос – “…прости, отпусти им Господи, ибо не ведают, что творят” и так и Стефан и Елизавета Федоровна – двое ее палачей сошли с ума, а сошедшему с ума никто не объяснит, что это он делал на благо мирового пролетариата, но для Царства Небесного – такой человек вполне благонадежен – рассудка нет, а сердце может каяться.

Церковь в своих постановлениях строго относится к согрешившим, но по свидетельству церковного историка Евсевия Памфила, – всех разрешает и никого не вяжет – не превозносится над павшими, но имеет к ним материнское попечение.

Это не противоречит правилу Петра Александрийского; но Церковь относится к чадам своим вслед за ним со строгостью, как отец. Боголюбезные мученики затем проявляют материнское попечение, то есть с материнской снисходительностью относятся к прегрешившим.

№ 6.

1. Продолжение эпохи спорадических гонений в период упадка Римской империи (117 – 311 г.г.). Миланский эдикт 313 года.

2. Служение и подвиг христианских апологетов. Отличие от мучеников.

Первенствующая Церковь жила чаяниями скорого пришествия Господа Иисуса Христа во Славе. Этими же чаяниями жили и апостолы (к Фесс. (Солунянам)4,17).

Церковь жила ожиданием скорого второго пришествия Иисуса Христа. “…Оставшиеся в живых…”, т.е. они думали, что не успеют даже умереть, как увидят второе пришествие Иисуса Христа. Это чувство переполняло первых христиан. (ап. Петр, П.1,4,7), (ап.Иоанн Богослов, П.1., 2,18).

Но прошли гонения, года, и Господь не пришел защитить Церковь; тем более, Своим явлением апостолу Петру в Риме на Апиевой дороге засвидетельствовал, что Церкви предстоит долгий земной путь и чтобы утешились верующие и не сетовали. Написано (ап. Петр, П.2, гл.3,ст.9-11) - “…не медлит Господь исполнением обетования”.

Маранафа – Господь идет.

Но наступает второе столетие. Таинственно ушел из видимого мира ап. Иоанн Богослов. (Его сначала по его же просьбе засыпали по колени – простились, затем – по грудь – простились, затем – по шею – простились, а, пришедши на второй день – не обрели тела, которое где-то соблюдается, пока не придет Господь).

После смерти императора Траяна кончается имперское поступательное движение Римской империи. Империя была огорожена стеной при императоре Адриане (117 – 138 г.г.) и, тем самым, империя показала, что она – государство (ранее превалировало, что империя – вся вселенная). И даже историк Тацит прекращает писать свою историю – Анналы; и умирает с пером в руке, как бы от ужаса и горя – там тоже были свои идеалы о свете, но это был тот свет, свет, который есть тьма (какова же сама тьма!?).