«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ПРАВОСЛАВИЕ ОДНОГО ДНЯ

ВСТРЕЧА АРХИМАНДРИТА РАФАИЛА С ВЕРУЮЩИМИ

В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

ТБИЛИСИ, 2003г.

Вопрос: По учению Церкви только в Православии истина. Почти все православные страны, как правило, живут бедно, а неправославные богато. Почему, и в чем тут дело?

Ответ: Одно из протестантских течений - кальвинизм, учит о том, что признак благословения Божьего это материальное благополучие и богатство. Православие говорит о другом: что богатство, бедность, здоровье, болезнь - это только ситуации и обстоятельства, а главное богатство - это познать Бога, войти в общение с Богом здесь на земле, в общение, которое будет продолжаться вечно. Поэтому думать о том, что материальное богатство и технический прогресс, являются для христиан самоцелью, или же, что бедность служит признаком неблаговоления Божия - это не понимать и не принимать сущности самого христианства. Сам Господь и Его ученики на земле жили в бедности. Господь сказал, что не имеет места, где главу преклонить; апостолы ходили по городам и селам, как странники, проповедуя Евангелие.

Что же касается богатства и бедности, то определяющего значения для спасения души они не имеют. Главное, как человек воспользуется своим богатством и насколько мужественно и великодушно перенесет он бедность. Но как ни странно, само богатство, чаще всего, является искушением, тяжелым искушением и испытанием для человека. Он вместо того, чтобы распорядиться тем, что имеет, для блага своих ближних, чаще всего становится эгоистом, который постепенно забывает о любви к ближним и думает только о себе. Поэтому, хотя среди праведников были и цари и князья, и люди, обладающие богатством, но, обычно, богатство и деньги портят человеческое сердце. Может быть, если бы мы жили богато, то еще сильнее увлеклись бы этим миром и забыли бы о вечной жизни и отчудились бы от Бога. Мы должны помнить, что Бог благ, и Он дает нам то, что нам нужно, что необходимо для вечного спасения и для земной жизни. Святой Исаак Сирский говорит, что видел многих, которые мужественно перенесли бесчестие и бедность, но не видел человека, который не изменился бы от славы и от власти. Поэтому материальное богатство это не лучшее условие для познания Бога. Скорее всего, оно усыпляет человека, и пробуждение наступает в час его смерти. Конечно, это не абсолютное правило. Среди богатых есть много людей исполняющих волю Божью. Но Господь сказал о богатом юноше, который не захотел последовать за Ним, что если бы тот истинно любил Бога и людей, то не мог бы удержать у себя богатство, видя, как другие бедствуют и умирают от голода. Этого изречения нет в Евангелие, но оно сохранилось у древних отцов.

Каждый может судить по себе, когда он был ближе к Богу - когда у него внешне все было благополучно, или когда испытания, страдания, болезни, скорби как нежданные гости входили в его дом?

Вопрос: Станем ли мы свидетелями III мировой войны? Скажите, что-нибудь утешительное.

Ответ: Господь отказался отвечать на вопрос, когда настанет конец мира. Времена и даты неизвестны нам. Мы не знаем потенциала добра и зла, которые существуют на земле и определяют будущее. Иногда молитва одного праведника избавляла целые государства от несчастия и наказания Божьего. Так молитва преподобного Арсения Великого, как было потом открыто отцам, спасла Византию от страшного землетрясения. Поэтому мы не знаем будущего. Мы видим пороки, мы видим мерзкий разврат, мы видим эгоизм людей, мы видим оскудение любви, - порок, как бы бьет по глазам, - но мы не видим добродетелей, потому что они скромны и прячутся от мира. И возможно, что есть несколько людей среди нас, молитва которых может повернуть руль истории или задержать те бедствия, которые должны постигнуть мир.

Вопрос: Как приобрести смирение?

Ответ: Смирение нельзя приобрести, - его надо приобретать всю жизнь до самой могилы. Господь сказал: «Научитесь от Меня, как Я кроток и смирен сердцем». У нас есть идеал в лице Иисуса Христа. Этот идеал недосягаем; он всегда будет перед нами. Мы можем только стараться приблизиться к нему.

Что нужно практически, чтобы приобрести смирение? Самый действенный способ - это быть в послушании у своего духовного отца, отсечь свою волю; но это - самоотвержение, на которые не все способны. Есть евангельские заповеди обязательные для христиан. Священное Писание названо заветом. Завет, образно говоря, это союз между Богом и человеком, где пункты договора – заповеди. Это десять заповедей Ветхого Завета, девять - Нового Завета, и две заповеди о любви к Богу и ближнему, которые Господь назвал наибольшими из всего закона и пророков. Но также существуют евангельские советы, которые человек принимает добровольно, чтобы приблизиться к высшему совершенству: это произвольная нищета (иметь только то, что необходимо для жизни), безбрачие и полное послушание. Они не для всех. На такой подвиг человек идет по особому призванию.