«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ: Об этом пишет апостол Павел: « Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа». Мы видим святых всех национальностей, в том числе негров.

Вопрос: Должны ли мы быть в послушании у духовного отца, который нас учит заповедям Божьим, а сам их не исполняет?

Ответ: Есть различные степени послушания. Есть послушание, когда мы просим благословения на определенное дело; есть послушание, когда мы ставим перед духовным отцом проблему, которую он должен решить; есть такое послушание, когда сам духовный отец, зная нашу жизнь, первый говорит нам о том, что нам нужно делать. Если мы считаем, что наш духовный отец не исполняет заповедей Божьих, то нам нужно или осудить духовного отца или осудить себя самих за то, что мы считаем его нарушителем божественных законов. Если он наш духовный отец, то, как мы можем судить о том, он исполняет заповеди Божьи или нет? Если говорить об отдельных поступках, то даже святые не всегда поступали свято. Об этом свидетельствует Карфагенский Собор. Там стоял вопрос: святые в молитве Отче Наш просили отпущение своих грехов, или грехов человеческих, будучи сами свободны от воздействия греха? И вот постановление Карфагенского Собора, принятое в канон Церкви, говорит о том, что святые также просили прощения за свои грехи.

Если мы увидим, что духовный отец проявил какую-то слабость, рассердился на нас, поругал нас, сделал может быть какую-то несправедливость, не оказал внимания и т.д. то это человеческие слабости. Идеального человека не существует; идеал только один - Иисус Христос и Его Пречистая Матерь, - больше нет. Даже святые стяжали святость в жестокой борьбе с грехом. Но, если у духовного отца неправильное понимание духовной жизни, если он как бы примирился со своими грехами и лицемерит, стараясь оправдать их, вот тогда уже возникает вопрос: может ли он быть нашим духовным отцом?

Человек, который сам находится в состоянии греховности, с которой он не борется, тот и другого не может научить. Стать христианином учат не только словами, но и примером. Духовный отец дает не только информацию в форме вопросов и ответов, духовный отец дает духовные силы через молитву, даже через общение с ним. Быть в связи с духовным отцом - это не только задавать вопросы и получать ответы, это гораздо большее, это соприкосновение душ. Иногда духовный отец помогает духовному чаду так, как помогает донор больному, отдавая свою кровь.

При сомнениях надо решить: духовный отец проявляет слабости как и всякий человек или духовный отец находится на неверном пути - тогда руководить он уже не может. Но лучше всего в таком случае посоветоваться с другим опытным священником, который объективно посмотрел бы на создавшееся положение и дал бы ответ.

Вопрос: Как исцелить человеческую душу от зависти и от ненависти?

Ответ: Чтобы исцелиться от зависти, надо помнить о смерти, о том, что мы и тот, кому мы завидуем, через несколько времени, - а это какое-то космическое мгновение, - будем лежать в земле и не возьмем с собой из этого мира ничего, ни богатство, ни славу, ни успехи. А чтобы избежать ненависти, нужно стараться тайно делать добро тому, кого мы ненавидим.

Вопрос: Как правильно молиться?

Ответ: Надо помнить, что на молитве мы стоим перед Господом, который слышит нас, что мы обращаемся к живому Богу, который видит каждое движение нашего сердца, поэтому молитва-это искренняя душевная беседа творения с Творцом, только конечно беседа проникнутая чувством благоговения. Если мы внимательно читаем Псалтирь или молитвы, написанные святыми отцами, то слова этих молитв становятся нашими собственными словами, в них мы находим себя, в них мы видим что и как нужно просить у Бога. В молитве первое - память о вездесущии Бога, Который дал нам великий дар - обращаться к Нему. Не всегда нам удается встретиться и побеседовать с человеком, имеющим для нас какое-то значение в этой жизни. А Господь всегда открыт для нашей беседы с Ним. Во вторых, нужно покаяние в своих грехах и смирение, которое рождает благоговение, и в третьих, - внимание. Постоянное внимание требует постоянной борьбы с демонами и самим собой, чтобы заключать нашу мысль в словах молитвы. Поэтому внимательная молитва это подвиг и тяжелый внутренний труд. Молитва тех пустынников, которые вдали от мира молятся за все человечество, это непрестанная жертва. Есть три вида молитвы: молитва по книгам, краткая молитва, которую человек повторяет, как бы носит в своем сердце - Иисусова молитва, и еще обращение к Господу своими собственными словами.

Вопрос: Что мы должны просить во время молитвы? Что является благом для мирян?

Ответ: Что мы должны просить во время молитвы? Все это вкратце содержится в молитве Отче Наш. Там все главные прошения - о духовном и материальном, о вечном и о временном. Можно сказать, что это как бы концентрат всех молитв. Что является благом для мирян? Высшее благо это сам Господь и для мирян и для монахов. Царь Соломон, который испытал все, который имел несметное богатство, который воплотил в жизнь все свои пожелания, в конце книги Екклесиаст сказал: «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай - в этом есть все для человека».

Вопрос: Говорят, женщина спасется рождением детей, что подразумевается под этими словами?

Ответ: Под рождением детей здесь подразумевается не только физический акт рождения, но также воспитание детей. Говорят, что жена это душа семьи и поэтому воспитание детей главным образом дело женщины. Воспитание ребенка в христианском духе это продолжающееся духовное рождение человека. Семья должна быть малой домашней церковью, а дети - членами этой церкви и чем многочисленнее будет домашняя церковь - тем лучше. Поэтому если женщина спасется рождением детей, то, напротив, оба супруга губят себя, когда они искусственно препятствуют деторождению во всех формах.