«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ: Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Лот стал святым потому, что он жил в Содоме, не осуждая содомлян, оставаясь верным Богу».

Вопрос: Сегодня день Торжества Православия, скажите, что нибудь об этом.

Ответ: О событиях этого праздника наверно каждый священнослужитель говорил сегодня на проповеди. Я могу сказать только одно, что Торжество Православия должно явиться для нас великой радостью в том, что мы православные, но кроме радости оно должно быть для нас великой ответственностью. Православие самый большой дар Божий, который получили мы и, вместе с тем, Православие - самая большая ответственность, так как Господь строже всего будет судить православных. Написано: суд Божий начнется с Церкви. Поэтому мы должны помнить, что кому дано больше, с того больше и спросится. Православие это дар и возможность вечного спасения, но, в то же время, Православие вовсе не делает человека уже механически спасенным только потому, что он православный.

Вера - необходимое условие для спасения, но вера должна проявится в делах любви. Поэтому Православие обязывает нас к свидетельству неправославному миру о высоте Православия, а этим свидетельством является жизнь каждого из нас. Но, к сожалению, мы в своей жизни часто подаем соблазн неправославным и повод осудить православную веру. Поэтому братья и сестры, мы должны знать, что каждый из нас в какой-то мере является проповедником Православия, эта проповедь - его жизнь.

Чем апостолы победили мир? – силой благодати и проповедью о любви. Чем древние христианские общины отличались от языческого мира? - духом любви. И поэтому мы православные по вере должны стараться стать православными по сердцу, православными по любви к людям. А сама вечная жизнь будет вечным Торжеством Православия.

Вопрос: Должны ли христиане бороться за христианскую правду и насколько важно это для их спасения?

Ответ: Что значит церковная правда, церковное право или церковный дух? Бороться за церковную правду мы должны, прежде всего, в своем сердце. Если мы живем по Евангелию, значит, уже мы одержали победу, по крайней мере, в своем сердце - церковной правдой. Если говорить о нашем отношении к неправославному миру, то здесь уже некая другая область, область закона, область взаимного отношения между Церковью и обществом, те законы, которые должны защищать и гарантировать права Церкви. Но главная гарантия и защита Православия должна быть жизнь самих православных христиан.

Вопрос: Сегодня в церкви некоторые говорят, что главное внутренняя жизнь, борьба со страстями, а некоторые говорят, главное изучение догматов, защита Православия. Есть ли право у гордого человека, моральное право, защищать Православие?

Ответ: Изучение догматов и борьба за очищение своего сердца должны быть единым процессом. Здесь нет главного и второстепенного – и без одного и без другого не существует спасения. Что значит «изучение догматов»? Это вера в те догматы, которые хотя бы кратко изложены в Символе Веры, это вера в то, что учит Церковь, это вера в саму Церковь. Вера в догматы это еще не догматическое богословие, которое доступно далеко не для всех. Догматы необходимы для нашего спасения – это концентрат всего учения Церкви и, в то же время, они могут быть приняты только лишь душой, которая борется со своими страстями. Без очищения души сами догматы будут внешними, холодными, далекими от нас понятиями, вроде философских абстракций. А когда человек живет по- церковному, когда он старается очистить свою душу от страсти, то догматы превращаются в светящие истины, которые озаряют его сердце и сознание, он ощущает их истину. Что же касается о «проповеди гордых», то гордый может проповедовать и часто проповедует, но его слово не может дойти до сердца человека, ибо сердце открывается только перед тем словом, которое исходит от сердца смиренного.

Вопрос: Что значит обращение к Богоматери «И Твое сердце пронзит оружие»?

Ответ: Оружие, которое пронзило сердце Божией Матери, это скорбь о страдании Ее Сына. Эта скорбь была настолько глубокой, что Церковь свидетельствует, что после Господа наибольшей мученицей была Пресвятая Богородица. Больше всех святых и ангелов Божия Матерь любила Своего Сына. Один из святых говорит: «Если собрать любовь всех святых и любовь Божией Матери к Иисусу Христу, то любовь святых по сравнению с Ее любовью будет рекой по сравнению с морем». А когда Божия Матерь видела Господа, распятого на Кресте, то вся эта любовь превратилась в боль и скорбь. Это и есть то оружие, которое пронзило Ее душу.

Вопрос: Как спасется человек, который не может совершить

никакой подвиг и не имеет семью - только старается жить по

церковному?