«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Теперь интеллигенция - «племя моги­кан», обречённое на вымирание. Но она и ныне претендует на то же, что и её духов­ные отцы,- стать духовным вождём наро­да. Практически имеет место всё та же борьба с Церковью. Интеллигенция хочет создать свою религию - религию гуманиз­ма, в которой Бог стал бы абстрактной иде­ей, некоей модификацией общечеловечес­кой любви. Однако, следует заметить, сама интеллигенция особой любовью и мило­сердием не отличается.

В этой скрытой борьбе интеллигенции с Церковью духовные понятия незаметно за­меняются душевными, а затем душевность охватывает всё сознание человека, как ту­ман, нависший над землей, заслоняет со­бою небо.

Интеллигенция пытается создать соб­ственную религию: она поклоняется искус­ству с религиозным чувством, доходящим до экзальтации, и верит в науку с какой-то наивной детской уверенностью, что физи­ка способна постигнуть метафизику, а на основе таблицы умножения можно постро­ить всю философию жизни. Учёные спеку­лируют наукой, чтобы сохранить свою эли­тарность. Невежды в науке ссылаются на науку как раз в силу своего невежества. Но и у тех и у других имеется желание найти в науке альтернативу религии. «Наука до­казала, наука опровергла» - это любимые слова интеллигенции, когда дело касается религии, хотя в этих словах заключена са­мая бессовестная ложь. Наука изучает ма­териальные явления (материю) в их проявлениях (в движении), а доказывать или отрицать то, что стоит за гранью экспери­мента, она не может. Здесь мы сталкиваем­ся с умышленным завышением компетен­ции науки, то есть интеллектуальным шулерством. Интеллигенции хочется, чтобы Бога не было, поэтому она готова аплоди­ровать не только Джованни Боккаччо* и Вольтеру**, но даже таким невежественным проходимцам, как Лео Таксиль***.

* Боккаччо Д. (1313-1375) - итальянский писа­тель и поэт, гуманист Раннего Возрождения.

** Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - французский писатель, поэт и публицист, философ-просветитель.

*** Таксиль Л. (Габриэль Антуан Жоган-Пажес) (1854-1907) - французский писатель и публицист.

Но наука и построенные на ней спекуляции не мо­гут удовлетворить человеческое сердце. Поэтому интеллигенции нужен суррогат ещё и религиозных эмоций. Здесь союзни­ком интеллигенции в борьбе с религией начинает выступать светское искусство, особенно театр - «храм искусства». Неда­ром посещение театров вошло в обязатель­ный этикет интеллигента.

Итак, одной из причин критического от­ношения интеллигенции к духовенству является желание интеллигенции занять место священства, создав новую религию человеческого разума, основанную на куль­те человеческой плоти.

С еще большей силой проявляются ве­ковые властные желания интеллигенции - в стремлении уничтожить аристократию и самой занять место этого класса в управле­нии государством: создать утопическое го­сударство, в котором будут царить «сво­бода, равенство и братство» (что-то вроде «Государства солнца» или «Острова сво­боды»)*.

* Имеются в виду роман-утопия «Город Солнца» итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639) (см., напр.: Утопический роман XVI-XVII вв. М., 1971.С. 143-190) и роман-утопия «Утопия» английского государственного деятеля и фи­лософа Томаса Мора (1478-1535) (см.: Утопичес­кий роман... С. 41-140).

В действительности интеллигенция на протяжении двух последних столетий сама очень мало верила в эти утопии, но они были нужны ей как приманка для на­рода. Поэтому интеллигенция с огромной энергией распространяла иллюзорное представление о том, что посредством ре­волюции могут быть достигнуты соци­альная справедливость и экономическое изобилие. В общем, интеллигенция пили­ла сук, на котором сидела. Интеллигенция в лице так называемых французских эн­циклопедистов Вольтера и Жан-Жака Руссо* подготовила Французскую рево­люцию, во всяком случае, дала ей идеоло­гическое оправдание.

* Руссо Ж.-Ж. (1712-1778) - французский писа­тель и философ.

Обычно говорят, что эта интеллигенция боролась против таких негативных явле­ний, как рабство, крепостное право (воз­можность распоряжаться человеком как вещью) и так далее. Но боролась почему? Потому что только таким образом можно было увлечь народ.

Надо сказать, что если интеллигенция периода Ренессанса увлекалась оккультизмом* в виде астрологии, герметизма**, то интеллигенция нового времени сблизилась с явно антихристианскими и «демонически­ми» организациями. Два величайших писа­теля Европы, Уильям Шекспир*** и Иоганн Вольфганг Гёте****, принадлежали к ордену розенкрейцеров *****.