Основное богословие, или христианская апологетика (Курс лекций, ДВГУ, 2000)

Прежде чем перейти к анализу евангельских событий, давайте посмотрим на всю Библию. Вы уже знаете, что значит слово Библия. «Библия» по-древнегречески означает в дословном переводе — «книжечки». «Библио» — маленькая книжечка. «Библиа» — множественное число — маленькие книжечки. Т. е. Библия состоит из нескольких десятков маленьких книг, написанных в различные исторические эпохи в различных странах. Библия — это книга, которая писалась на протяжении более 1000 лет. Моисей, как известно, жил за 1000 лет до Р.Х. Последние книги написаны в начале II — конце I, согласно датировке. Они писались разными людьми в разные исторические эпохи в разных странах на разных языках. И я неслучайно начал с того, что сказал: Библия означает книжечки, ведь многие люди, которые не брали в руки Библию, уверены, что эта книга написана одним автором. И, действительно, читаем ее, не зная истинного человеческого авторства, и никогда не создается впечатление, что эта книга написана разными людьми. Эта книга удивительно созвучна по стилю, по слову, по теме. Они никогда ни в чем себе не противоречит. Все книги друг с другом перекликаются, используются даже одни и те же выражения. Возьмите Библию: там всегда на полях отсылки от одной книги к другой. Это единое целое. Представьте себе такой пример: взять вас, людей, живущих в одной стране, учащихся в одном учебном заведении, и попросить написать столько же книг — напишите кто про что. Невозможно себе представить, что столько авторов, живущих на протяжении 1000 лет, написали одно и то же. Без предположения о Божественном откровении, Которое диктовало эти книги, объяснить существование Библии нельзя.

Далее. Ветхий Закон охватывает гораздо больший период истории, чем Новый Завет. Ветхий Завет создавался на протяжении веков. Письменность появилась гораздо позднее, чем появился Ветхий Завет. Эти книги записаны очень поздно, гораздо позже стали они разделяться на главы, потом на стихи. Можем ли мы утверждать: то, что мы сейчас имеем — это вообще правильная передача того, что было изложено Моисеем или последующими пророками — Даниилом, Иеремией, Исаией?

Есть некоторые исторические и филологические исследования, которые основываются на том, какое количество рукописей дошло до наших дней. Современный человек никогда не сомневается, например, что был Аристотель, Платон, Софокл, Еврипид. Кто-то сомневается, что был Гомер, но, как правило, говорят, что если Гомера не было, был его тезка. Мол, все это реальные исторические лица. А почему мы уверены, что все они были? Вот сейчас появился какой-то сумасшедший с математическим образованием по фамилии Фоменко и говорит: «Ничего там не было. Все это ерунда, все это было написано в 2000 году». Только сумасшедший мог такое сказать, потому что написать все одновременно, создать и античную и средневековую философию, и философию эпохи Возрождения в одну эпоху невозможно. Ну, сумасшедший, много бывает таких. Тем более что это сумасшествие оплачивается разными антихристианскими сектами типа сайентологии. Доказано, что это антихристианская секта, поэтому естественны их утверждения, что никакого Христа нет, что вся история началась не 2000 лет назад, а гораздо позднее, что Христос жил, если жил, то 900 лет назад — после крещения Руси. Ну, такой бред выдается за верх науки. Но в действительности все это бред. Любой историк не сомневается в том, что жили и Платон, и Аристотель. А на основании чего? Существует несколько рукописей Аристотеля, а также одна рукопись «Метафизики», датированная 1000 годом после Р.Х. Через 1500 лет после Аристотеля найдена одна рукопись «Метафизики», и мы говорим: «Да, Аристотель был и жил в IV веке, и написал „Метафизику“ и другие произведения». Все рукописи Платона датированы эпохой Возрождения, но говорят: «Нет, вот он жил». Существуют тысячи рукописей Нового Завета, а мы говорим: «Нет, этого вообще не было. Это все сказка». Вот так и делается. На основании одной рукописи мы говорим, что это было, а на основании 1000 рукописей, что этого не было. Филологи провели исследование и посмотрели, насколько расходятся рукописи. Ведь это сейчас есть типография, взяли оригинал-макет сделали, размножили тысячи, миллионы экземпляров. Они совпадают абсолютно, если не было допущено типографических ошибок.

В то время был совсем другой механизм: были переписчики, и они переписывали. Люди слабы. Кто-то, может быть, считает, что предыдущий переписчик сделал опечатку, и он взял ее исправил, потому что слишком умным себя считает, а другой, слишком глупый, пропустил эту опечатку. И так накапливаются разночтения. Потом, когда есть несколько рукописей, филологи их обычно сличают. По этим разночтениям они пытаются восстановить истинный текст, а тут никаких разночтений в разных рукописях.

Вы знаете, как древние греки относились к Гомеру — для них это священные книги. А в «Илиаде» Гомера расхождения около 5 % по тексту — практически каждое пятое слово, другое расхождение в Ведах — священных текстах индусов — 10 %. Расхождения в Ветхом Завете составляют меньше 0,5 %. Это показывает отношение тех, кто переписывал книги Ветхого Завета. Древние евреи относились к этим книгам как к святыне. Они не сажали любого человека на переписывание Торы, Пятикнижия Моисея. Переписчиком был человек, который несколько лет изучал всю грамотность. Он проникался ощущением святости. Когда он переписывал, его сажали в отдельную комнату, и даже если в эту комнату входил царь, он не имел права встать, он сидел, занимался переписыванием. Какой царь, когда он занимается Словом Божиим? Ничто не может его отвлечь. После того, как он переписал данную ему работу, работу передавали другому человеку. Он механически считал количество букв в строке и количество строк, а затем сопоставлял с данными, которые были до этого. Все должно было совпадать до единицы. Если не совпадало хоть на одну букву, все сжигалось и заново переписывалось. Это было священнодействие. Ни одна буква не должна была исчезнуть.

В 1947 году были найдены рукописи Мертвого моря. Там были фрагменты книги пророка Исайи. До этого самая древняя рукопись датировалась 900 годом после Р.Х. — рукопись Британского музея. Вдруг найдены книги пророка Исайи датированные I веком до Р.Х. — Кумранские рукописи. Естественно, филологи стали сличать, и оказалось, что они совпадают один к одному. Понимаете, за 1000 лет не накопилось никаких расхождений! Это показывает, что к книгам Ветхого Завета нужно относится так, как если бы эти книги были написаны именно их основателем. Никаких авторских искажений, никаких добавлений в них привнесено не было. Книги Ветхого Завета очень часто цитировались. До того как человечество нашло различные рукописи, оно было знакомо с Ветхим Заветом по цитатам из отцов Церкви, а рукописи отцов Церкви дошли в гораздо большей сохранности, чем рукописи Ветхого Завета. Так вот оказалось, что отцы Церкви, которые работали с разными источниками, совершенно одинаково цитируют одни и те же цитаты по разным источникам, невзирая жили отцы Церкви в Сирии, в Африке, в Риме или какой-нибудь другой стране.

Теперь поговорим о Новом Завете. Действительно ли события, которые описаны в Евангелии, реально имели место? Обращаю ваше внимание на книгу Джоша Макдауэлла «Исторические свидетельства, факты, документы христианства». Джош Макдауэлл — неправославный автор, это американский исследователь, но я знаю, что многие православные священники вообще рекомендуют читать книги Макдауэла. У него есть книги популярные, а это серьезное научное исследование. Оно претерпело второе издание. Я рекомендую вам прочитать эту работу. Здесь собраны очень многие факты, показывающие, что свидетельства о жизни и смерти, Воскресении Иисуса Христа действительно неоспоримы.

Так вот, есть различные факты. Во-первых, начнем с того, что есть такой аргумент: то, что жил Иисус Христос, выдумано самими христианами, поскольку ни одного свидетельства, которое бы давалось другими историками, нет. Ну, во-первых, кто имеется в виду под другими историками? Это, прежде всего, римские историки. Других историков не существовало. При этом ссылаются, что исторических свидетельств О Христе нет ни у Тацита, ни у Плиния, ни у кого-либо другого. Ну, во-первых, ни один историк не описывает того, что было в провинции. Для римских историков описывать события в провинции подобно тому, что историк в Кремле будет описывать события, которые происходят в каких-нибудь архангельских деревнях. А провинция далекая, тем более что там с дикими евреями делать? Это вам не жизнеописания императоров или великих людей составлять. У иудеев каждый день по 20 проповедников бывает. Дикий народ. Что с него возьмешь? Поэтому этот аргумент научно не состоятелен.

И тем более удивительно, что при всем при этом действительно есть свидетельства у латинских историков, т. е. оказывается: событие, которое произошло в Древней Иудее уникально, потому что оно привлекло и римских историков. Корнелий Тацит (родился в 52 г. после Р.Х.) пишет: «Но ни все оправдания, какими можно убедить людей, ни все богатства, которые правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам, не могли снять с Нерона тяжкое обвинение в том, что он, как считают, приказал устроить пожар Рима. Чтобы прекратить эти слухи, он обвинил в поджоге и покарал самыми изощренными пытками людей, которых обычно называли христианами, и ненавидели за их точные преступления. Христос, по имени которого они так назывались, был казнен Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия. Однако пагубный сей предрассудок, исчезнув на время, вспыхнул вновь. Причем не только в Иудее возникло это зло, а так же и в Риме».

Иногда говорят, что этот отрывок вставлен в Тацита поздними христианами. Но лично я не могу представить себе христианина, который бы написал о христианстве как о пагубном предрассудке и добавил к этому, что христиан ненавидели за их чудовищные преступления. Истинный христианин никогда, как показывает история Церкви, ни под каким устрашением, не позволит себе сказать хулу на Христа. Здесь явная хула. Здесь явно о Христе сказано в негативном аспекте: эти чудовищные преступления, христиане — вообще ужасные люди. Нерон, конечно, тоже не хорош сам по себе, но что делать.

Лукиан из Самосаты — сатирик II века: «Христос был распят в Палестине за то, что основал новый культ». Более того, он указывает, «что они все братья друг другу после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться Этому Распятому софисту и живя согласно Его законам».

Иосиф Флавий, родился в 37 году. В 66 году он написал «Иудейские древности». В них есть такой абзац: «Около этого времени жил Иисус, мудрый человек, если только справедливо назвать Его человеком, ибо Он совершал чудеса и был учителем мужей, радостно принимающих истину. Он привлек к себе множество людей из язычников. Он был Христос. Когда Пилат по наущению начальников, правящих среди нас, осудил Его на распятие, то любившие Его сначала отказались от Него, ибо Он явился к ним живым на третий день, согласно предсказаниям пророков, говоривших и об этом, и о 10000 других чудес, связанных с Ним. Племя же христиан, получивших от Него свое имя, живо и до сих пор».

Светоний, римский историк, пишет историю императора Адриана. В его сочинениях встречается такая фраза: «Поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по научению Хрестуса, он (Клавдий) выслал их из Рима».

Плиний Младший пишет: «Они утверждали, однако, что вся их вина (т. е. христиан) или заблуждение состояли в том, что они имеют привычку собираться по определенным дням засветло и распевать различные гимны Христу как Богу, а так же произносить Божественную клятву, не призывавшую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругу, не лгать и т. д.»