The Bible and the Seventeenth-Century Revolution

Francis Cheynell, Sions Memento and Gods Alarum (1643), FS,VI, p. 208

Тогда путь установить царство Христово — это сбросить царство антихриста.

Thomas Temple, Christs Government over his People (1642), FS, TV, pp. 151-3

В сценарии последних времен, который протестанты нашли в Библии, антихрист играет ведущую роль. Его низвержение являлось существенной подготовительной частью ко Второму Пришествию и Милленниуму[1490]. Библейские сведения об антихристе восходят к Первому посланию Иоанна (2.18): “И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время”. (Ср. 2 Ин. 7). Другими именами, которые ассоциировались с антихристом, были “тайна беззакония” (2 Фес. 2.7-9; ср. Откр. 17.5) и “человек греха” из 2 Фес. 2.3-6, который “сядет, как Бог, в храме Божием” и который должен быть обнаружен перед тем, как мы узнаем, что день Христов близок. Женевская Библия отождествляла человека греха с антихристом, с папством и со зверем из Откр. 13. Думали, что Быт. 49.17 предвещает антихриста. Существовало множество вычислений о времени низвержения антихриста[1491].

В июне 1642 г. Уильям Ссджвик полагал, что он видел первые признаки падения антихриста[1492] . Со времен Уиклифа и лоллардов учение о том, что папа является антихристом, а епископы — его учениками, было знакомо английским радикалам[1493]. Ленгленд думал, что папа и прелаты выступают на стороне антихриста (“чтобы сохранять его церковные владения и доходы”) и что священники играют заметную роль в антихристовом воинстве[1494]. Джон Понет отождествлял папу с антихристом[1495]. Томас Картрайт выводил антихристианство из человеческого желания править друг другом, наилучшими выразителями которого были епископы и папа. Мартин Ма]эпрелат допускал, что епископы принадлежат к силам антихриста[1496] . То же допускал Генри Бэрроу, говоря об иге антихриста в англиканской церкви, об антихристовых епископах и антихристовых судах. Архиепископ Кентерберийский был вторым зверем из Откровения (гл. 13)[1497]. Фрэнсис Джонсон, проповедовавший английским купцам в Миддлбурге в 1590-х годах, цитировал Уиклифа и лоллардов, Тиндела и мученика Джона Фриса, чтобы доказать антихристову природу епископов[1498]. Полубаптист Джон Смит добавлял, что мирские старейшины принадлежат силам антихриста[1499] .

То, что папа является антихристом, а Рим — Вавилоном, было пространно обосновано не кем иным, как королем Яковом I. Он призвал протестантов приготовиться к последней битве против него[1500]. Один гемпширский нонконформист ответил тем, что назвал антихристом самого короля[1501]. Томас Бирд, в прошлом пастор Оливера Кромвеля, был только одним из очень многих, кто опубликовал книгу “Антихрист — папа Римский” (1625). Яков не доказывал, что епископы принадлежат антихристу, но многие пуритане делали это.

Уильям Брэдфорд, будущий правитель Плимута в Новой Англии, говорил о “религиозном народе на стыке границ Ноттингемшира, Линкольншира и Йоркшира”, который примерно в конце правления Елизаветы сбросил “иго антихристовых оков” с англиканской церкви и “как свободный народ Господень” объединился “по завету в церковь-государство”[1502] . Уильям Эймс, чью “Медуллу” (1627, переведенную как “Сущность священного богословия”, 1643) Николас Тайаке называет “руководством для пуританских революционеров”, соглашался с Картрайтом (и Кальвином), что епископы происходят “от самого римского антихриста”[1503]. Джон Лилберн описывал свое бичевание в 1638 г. как “работу зверя”. Его памфлет “Выйди от нее, мой народ” (1639) был ответом одной даме из дворян, которая была “учителем в антихристовой Англиканской церкви”. Прелаты, которые вынесли ему приговор, говорил он ей, “все они суть члены зверя, о которых говорится в Откр. 13.2”; и “все должностные лица и служители, поставленные ими... или силой какого-либо из их путанных антихристовых законов... все они — антихристовы”. В 1641 г. лорд Брук доказывал, “что наш епископат, если правильно его понимать, фактически то же самое, что папизм”[1504].

Движение против епископов было усилено увертками архиепископа Лода. “Это еще большой вопрос, даже среди ученых протестантов”, — сказал он, — является ли папа антихристом; “Церковь Англии не ответила положительно, что он им является”. Джон Придоу, будущий епископ, был весьма шокирован, когда должен был допрашивать “первых, кто публично отрицал, что папа — это антихрист”, в Оксфорде. “Петиция о корнях и ветвях” в декабре 1640 г. жаловалась, что “прелаты здесь, в Англии... заявляют и доказывают, что папа — это не антихрист”[1505].

Это было поляризующей проблемой. Архиепископ Ашер, сам веривший, что папа — это антихрист, тем не менее возражал, что “нет ничего более обычного в наши дни... чем валить все на антихриста в церковных делах, в чем мы не можем разобраться собственным умом”. Эта мысль была высказана Ральфом Книветом:

О багряной вавилонской блуднице Больше не говорят; Наши преподобные митроносные священники Теперь называются антихристами, Как будто они звери, более невежественные, Чем тот, который сидит в Ватикане[1506].

Милтон в 1641 г. заявлял, что прелаты — “более антихристиане, чем сам антихрист”. Джон Оуэн в 1649 г. утверждал, что “правительство нациями... организовано чисто в интересах антихриста”. Но теперь “пришествие Господа Христа для избавления его народа от антихристова идолопоклонства и угнетения” близко[1507].

Перед нами всегда стоит опасность преуменьшения сил оппозиции папству в конце XVI и начале XVII вв. и тревоги по поводу сохранения его среди простого народа. Епископ Джуэл в 1583 г. думал, что многие все еще имели склонность к папеантихристу[1508]. В 1640 г. Пиму пришлось предостеречь своих коллег — членов парламента, что какими бы приятными ни казались католики-джентри на местах, их церковь как институт представляет собой опасность для протестантской независимости опасность для протестантской независимости Англии[1509]. А “каждый папист — антихристов”, заявлял автор анонимного памфлета, опубликованного в середине 20-х годов [1510].

Но, как показывает пример Джуэла, горячего защитника англиканства, панический страх перед папизмом не ограничивался пуританами. Спенсер был страстным антикатоликом, как и многие другие поэты — оба Флетчера, Куорлее, Генри Воуган, Бенлоуз; трое последних были роялистами во время гражданских войн. Избрание зятя Якова, курфюрста Палатината, на Богемский престол в 1619 г. казалось многим английским протестантам Божиим призывом, на который Англия должна ответить. Сам архиепископ Эббот писал государственному секретарю Ноунтону, настаивая на том, чтобы Англия оказала поддержку новому королю Богемии. Он цитировал Откровение, чтобы доказать, что цари земные готовы растерзать блудницу вавилонскую и привести ее в запустение[1511]. Даже Николас Феррар, знаменитый тем, что основал “протестантский женский монастырь”, верил в то, что папа — это антихрист.