The Bible and the Seventeenth-Century Revolution

Ньютон цит. по С. Webster, From Paracelsus to Newton: Magic and the Making of Modem Science (Cambridge U. P., 1982), p. 10.

Abraham, Marvell and Alchemy (1990); cp. Davenant, Gondibert (ed. D. E. Gladish, Oxford U. P., 1971), p. x.

Calvin, op. cit., (translated Clement Cotton, 1609), pp. 191-2 (толкование на He. 19.12) и 473 (Ис. 47.12-13).

Wither, Fair Virtue: The Mistress of Phil’arete, selections from A Collection of Emblems (1634, second pagination), p. 177.

Milton, Of Christian Doctrine, MCPW, VI, p. 696.

Сарр, Astrology and the Popular Press: English Almanacs, 1500-1800 (1979), pp. 32, 143, 153-6. См. особ. pp. 164-79 об астрологии и милленаризме.

Fiske, An Astrological Discourse With Mathematical Demonstrations, Preface.

Mercurius Politicus, 33, 16-23 January 1651, p. 545.

C. H. Simpkinson, Thomas Harrison, Regicide and Major-General (1905), p. 151.

Capp, op. cit., passim; ср. его Cromwell’s Navy: The Fleet and the English Revolution, 1648-1660 (Oxford U. P., 1989), pp. vii, 327-8. Cm. ниже, глава 13.

100

Capp, Astrology and the Popular Press, pp. 140, 143, 333; cp. TRDM, pp. 283-385.

101

[Anon.], The New Jerusalem (1652), sig. A 4v, and passim; Robert Gell, Stella Nova,…Or A Sermon Preached to the learned Society of Astrologers, 1 August 1649; A Sermon Touching Gods Government of the World by Angels. Preached before the learned Societie of Artists or Astrologers, 8 August 1650. Cm. TRDM, pp. 304-5.

102

См. ниже, глава 13. Патрик Керри в трактате “Пророчество и власть: астрология в Англии в начале нового времени” (Princeton U. P., 1989) прослеживает этот упадок, который он приписывает главным образом неопределенному “радикализму” некоторых астрологов во время революционных десятилетий, а также их неспособности отвечать требованиям Королевского общества, предъявлявшимся к “ученым”. Соглашаясь с ним, что Королевское общество играло консервативную роль в области политики и социальной жизни, что часто недооценивается, я все же думаю, что такой релятивизм заходит слишком далеко, не делая различий между методами Бойля и Хука с одной стороны и Лилли и Эшмоля с другой (хотя Бойль и интересовался астрологией). Сделала ли астрология какой-либо положительный вклад в благосостояние людей? Сэр Кейт Томас и Кэпп, как мне кажется, нашли большее равновесие (TRDM, Chapters 10-12; Сарр, Astrology and the Popular Press, passim).

103

С другой стороны, Исайя (47.13-15) враждебно относится к “наблюдателям небес и звездочетам и предвещателям по новолуниям”; а магия Даниила намного превосходила магию всех чародеев, астрологов и предсказателей в царстве Навуходоносора (Дан. 1.20, 2.27, 5.7-8, 11; ср. Мих. 5.12 и Зах. 10.2).