The Bible and the Seventeenth-Century Revolution

102

См. ниже, глава 13. Патрик Керри в трактате “Пророчество и власть: астрология в Англии в начале нового времени” (Princeton U. P., 1989) прослеживает этот упадок, который он приписывает главным образом неопределенному “радикализму” некоторых астрологов во время революционных десятилетий, а также их неспособности отвечать требованиям Королевского общества, предъявлявшимся к “ученым”. Соглашаясь с ним, что Королевское общество играло консервативную роль в области политики и социальной жизни, что часто недооценивается, я все же думаю, что такой релятивизм заходит слишком далеко, не делая различий между методами Бойля и Хука с одной стороны и Лилли и Эшмоля с другой (хотя Бойль и интересовался астрологией). Сделала ли астрология какой-либо положительный вклад в благосостояние людей? Сэр Кейт Томас и Кэпп, как мне кажется, нашли большее равновесие (TRDM, Chapters 10-12; Сарр, Astrology and the Popular Press, passim).

103

С другой стороны, Исайя (47.13-15) враждебно относится к “наблюдателям небес и звездочетам и предвещателям по новолуниям”; а магия Даниила намного превосходила магию всех чародеев, астрологов и предсказателей в царстве Навуходоносора (Дан. 1.20, 2.27, 5.7-8, 11; ср. Мих. 5.12 и Зах. 10.2).

104

Сарр, Astrology and the Popular Press, pp. 133-4; cp. p. 164.

105

Ibid., pp. 142, 182, 187-9.

106

Chamberlen, op. cit. (1640); cp. Joyce Rushen, “The Secret ‘Iron Tongs’ of Midwifery”, The Historian, 30 (1991), p. 13.

107

См. ниже, глава 2.

108

Я благодарен за сведения об Уилкинсе, приведенные в лекции профессора С. Ф. Мэйсона (1991), напечатанной в Notes and Records of the Royal Society, 46 (1992), pp. 1-21; Offor, II, p.464.

109

Ebume, op. cit., (ed. L. B. Wright, Cornell U. P., 1962), pp. 9, 41.

110

Abbot, A Brief Description of the Whole World (1605); An Exposition upon the Prophet Jonas (1613), pp. 219-20. Этот фолиант в 600 страниц, впервые опубликованный в 1600 г., разбирает одну из самых коротких книг Ветхого Завета.