The Bible and the Seventeenth-Century Revolution
118
Prideaux, An Easy and Compendious Introduction For reading all Sorts of Histories (1648), p. 33. Эта книга, которая к 1682 г. выдержала шесть изданий, редактировалась отцом Маттиаса, Джоном Придоу, епископом Вустерским (1578-1650). Епископ был антиарминианским плюралистом, автором “Учения о субботе” (1634). Он был назначен в Вустер в 1641 г., когда Карл I пытался умиротворить пуритан. Он был назначен в Вестминстерскую ассамблею богословов, но не заседал там. Мы не знаем, как и сколько он редактировал. Я часто буду цитировать Маттиаса Придоу.
119
Arnold Williams, op. cit., pp. 140, 155.
120
Prideaux, op. cit., p. 10; Verstegan, A Restitution of Decayed Intelligence (Antwerp, 1605), pp.190-91. Они говорили на верхнеголландском, сказал сэр Эпикур Маммон в “Алхимике” Джонсона (1610 — акт II, сцена 1), что представляется современным, но тем не менее неправильным.
121
MCPW, VI, р. 106. Ср. ниже, глава 18.
122
См. ниже, глава 7.
123
Hooker, Laws of Ecclesiastical Polity, Book I, xiv, 1.
124
Sermons of Master Samuel Hieron (1624), pp. 72-3. Опубликовано посмертно: Хайрон умер в 1617 г.
125
FS, VIII, р. 205; ср. XX, pp. 202-3; XXX, pp. 197-202.
126
Hooker, The Laws of Ecclesiastical Polity, Preface, paragraf vii; Book II, VIII.6.
127
William Chillingworth, The Religion of Protestants (1637), passim.
128
J. D. Spikes, “The Jacobean History Play and the Myth of the Elect Nation”, Renaissance Drama, New Series, VIII (1971), pp. 136-9.
129
G. Davies, The Restoration of Charles II, 1658-1660 (san Marino, 1955), p. 353.
130
Ruth Spalding, Contemporaries of Bulstrode Whitelocke, 1605-1675 (Oxford U. P., 1990), p. 39.
131
Ed. A. Peel and L. H. Carlson, The Writings of Robert Harrison and Robert Browne (1953), p. 530.