The Bible and the Seventeenth-Century Revolution

137

Sabine, p. 623.

138

Abbott, Writings and Speeches of Oliver Cromwell (Harvard U. P., 1937-47), I, p. 576. Кромвель, возможно, вспомнил примечание на полях Женевской Библии на слова Иова “Чтобы не царствовал лицемер” — тираны являются лицемерами.

139

Ed. R. Spalding, Diary of Bulstrode Whitelocke, 1605-1675 (Oxford U. P., 1990), p. 252. Могли существовать и более сильные аргументы против того, чтобы вступить в брак с Уайтлоком.

140

“A Relation of my Imprisonment”, in Grace Abounding (ed. R. Sharrock, Oxford U. P., 1962), p. 127; [Fowler] Dirt wipt off… [against] JohnBunian, lay-preacher in Bedford (1672), pp. 40, 70, and passim.

141

Grace Abounding, pp. 30-31,52-3,59-60,64-5,72,80,82.

142

C. M. Williams, “The Anatomy of a Radical Gentleman, Henry Marten”, in Thomas and Pennington, Puritans and Revolutionaries, pp. 123-4.

143

Aubrey, Brief Lives (ed. A. Clark, Oxford U. P., 1898), II, p. 47.

144

Russel, The Fall of the British Monarchies, 1637-1642 (Oxford U. P., 1991), pp. 41, 46, 106. Другие примеры см. в кн.: Lois Potter, Secret Rites and secret writing: Royalist literature, 1641-1660 (Cambridge U. P., 1989, passim; Derek Hirst, “The Politics of Literature and the English Republic”, The Seventeenth Century, V, особ. pp. 139-50.

145

Cm. “Into Another Mould” (ed. Roots, Exeter U. P., 1981), pp. 5-23.

146

См. по праву знаменитую статью Дж. Хекстера, которая показала, что названия “пресвитерианский” или “индепендентский” давались политическим и религиозным группировкам, которые не обязательно соответствовали этим названиям (напеч. в Reappraisals in History: New Views on History and Society in Early Modem England (Chicago U. P., 1979).

147

В. Reay, The Quakers and the English Revolution (1985), passim.

148