The Bible and the Seventeenth-Century Revolution

153

См. ниже, гл.7 и 8.

154

См. мою статью “Puritans and ‘the Dark Comers of the Land’” в Change and Continuity in 17th Century England (1974). См. также ниже, глава 20.

155

Peter Matheson, “Thomas Muentzer’s Idea of an Audience”, History, 267(1991), p. 186.

156

Цит. в кн. Ian Watt, The Rise of the Novel (1963), p. 107.

157

См. ниже, гл. 16.

158

Т. Watt, Cheap Print and Popular Piety, 1550-1640 (Cambridge U. P., 1991), особ, главы 5 и 6. Слова, которые я цитировал, можно найти на стр. 220 и 223.

159

Shakespeare, The Merry Wives of Windsor, IV. v. Cp. Wye Saltonstall, “A Country Alehouse”, in Picturae Loquentes (Luttrell Soc. reprint, 1946), p. 50. Впервые опубл. в 1631-5. О религиозных диспутах в пивных см. выше в этой главе.

160

См. ниже, глава 8.

161

См. ниже, глава 16.

162

Karl Marx, The 18thBrumaire of Louis Bonaparte, in Selected Works of Marx ans Engels (1935), II, p. 317. Литературное чутье Маркса оставляет желать лучшего. Аввакум не был пророком, которого пуритане часто цитировали.

163

Evans, An Eccho to the Voice from Heaven (1653), p. 17.

164

Evans, A Voice from Heaven to the Common-Wealth of England (1652), pp. 26-7, 33, 45, 74-5.

165

Ibid., pp. 63-70; Evans, The Bloudy Vision of John Farley (1653), титульный лист и стр. 21.

166

См. ниже, глава 8.

167

Roger Williams, The Bloudy Tenent Yet More Bloudy, обращение к читателю.

168

См. ниже, гл. 8.

169