Учение Оригена о Св. Троице

171

Сравнение этого места с учением других апологетов дает право предполагать, что св. Иустин ставит рождение Слова в связь с сотворением мира, следовательно, правильное чтение — не ότι, а οτε. Совершенно согласна с господствующим воззрением той эпохи и не совсем обыкновенная с точки зрения позднейшего богословия последовательность глаголов: καί συνών καί γεννώμε-νος. Св. Иустин мог придавать этим словам именно тот смысл, что Сын сперва существует с Отцом, а потом, перед творением мира и для творения, рождается. Такое понимание текста, однако, не бесспорно: ему противопоставляют (Moritz von Engelhardt, Das Christenthum Justins des Martyrers. Erlangen. 1878. S. 119) параллельное место Dial. с. Tr. n. 62, где св. Иустин говорит, что Бог не к ангелам обращался, когда сказал: «сотворим человека»; αλλά τοϋτο τό τώ οντι άπό τοϋ Πατρός προβληθέν γέννημα προ πάντων τών ποιημάτων συνήν τώ Πατρί, καί τούτω ό Πατήρ προσομιλεΐ. Сомневаться в тождестве факта, означаемого словами προβληθέν и γεννώμενος, нет оснований; но действительно ли вполне тождественны моменты, указываемые словами συνήν и συνών? Несмотря на самое решительное сходство выражений в том и другом месте, можно допустить, что Слово, по св. Иустину, прежде творений существует с Богом, прежде творений рождается от Него и по рождении существует с Ним прежде всех творений. Возможно, конечно, что συνών καί γεννώμενος неточное выражение, что с точки зрения св. Иустина сосуществование Слова не предшествует Его рождению, как и украшение мира не предшествует его сотворению (ср. чтение: έκόσμησε καί έκτισε); но допустить это предположение, согласиться, что только Dial. с. Тг. п. 62. выражает правильно мысль св. Иустина, значило бы представить его воззрение изолированным от господствующего представления той эпохи, которое последовательно развивается в сочинениях следующих за св. Иустином писателей. Но допуская, что, по св. Иустину, Слово существовало с Отцом до Своего рождения, мы не считаем возможным дать ответ на весьма важный вопрос о том, имело ли Слово сосуществующее самостоятельное (ипостасное) бытие. Куртц (S. 385) отвечает отрицательно, Дорнер (S. 425) положительно; но первый не имеег за себя никаких данных в тексте, второй опирается лишь на этимологию слова συν-ών. Это основание было бы вполне состоятельно только при совершенной точности в выражении: но сравн. Dial. с. Тг. п. 128. δταν δύση (ό ήλιος), συν-αποφέρεται τό φώς в тираде, где излагается мнение, направленное к решительному отрицанию ипостасного бытия Слова; ср. также Tatian., adv. graec. η. 5. συν αύτω τά πάντα, где о действительном существовании мира не может быть и речи. Вопроса об ипостасном бытии Слова до Его рождения от Отца мы коснемся еще по изложении учения Татиана, Афинагора и св. Феофила антиохийского (стр. 59. 60).

172

Dial. с. Тг. п. 128. άτμητον δέ καί άχώριστον τοϋ Πατρός ταύτην την δύναμιν ύπάρχειν, δνπερ τρόπον τό τοϋ ήλιου φασί φως επί γης είναι άτμητον καί άχώριστον οντος τοϋ ήλίου έν τω ούρανώ· καί δταν δύση, συναποφέρεται καί τό φώς. οϋτως ό Πατήρ, δταν βούληται, λέγουσι, δύναμιν αύτοϋ προπηδαν ποιεί καί δταν βούληται, πάλιν άναστέλλει εις εαυτόν.— Κατά τοϋτον τον τρόπον καί τούς άγγέλους ποιείν αύτόν διδάσκουσιν. Άλλ’ δτι μέν ούν είσιν άγγελοι, καί άεί μένοντες, καί μή άναλυόμενοι εις έκεΐνο έξ ούπερ γεγόνασιν. άποδέδεικταικαί δτι δύναμις αϋτη ήν καί Θεόν καλεΐ ό προφητικός λόγος καί άγγελον, ούχ ώς τό τοϋ ήλίου φώς όνόματι μόνον άριθμεΐται, άλλά καί άριθμω έτερόν τί έστι... έξήτασα.

173

Dial. с. Тг. п. 56. ό... τω ΜωσεΤ ώφθαι... γεγραμμένος Θεός έτερός έστι τοϋ πάντα ποιήσαντος Θεοϋ, άριθμω λέγω, άλλά ού γνώμη.

174

Dial. с. Tr. n. 129. γεγεννῆσθαι ύπό τοῦ Πατρὸς τοῦτο τὸ γέννημα πρὸ πάντων ἁπλώς τῶν κτισμάτων ὁ Λόγος έδήλου, καὶ τὸ γεννῶμενον τοῦ γεννῶντος ἀριθμῶ ἔτερόν ἐστι , πᾶς ὁστισοῦν ὁμολογήσειε.

175

ἔτερόν τι ( ἔτερόν ) ἀριθμῶ.