New Testament

Они же ему отвечали: «Мы вообще не слышали, что есть еще некий Дух Святой[1544]б».

3«Какое же крещение вы приняли?[1545]» — спросил у них Павел.

«Крещение Иоанна», — ответили они.

4«Крещение Иоанна было крещением в знак покаяния. Он призывал народ верить в Того, Кто грядет после него, — в Иисуса», — сказал Павел. 5Услышав это, они приняли крещение во имя Господа Иисуса. 6Когда же Павел возложил на них руки, Дух Святой сошел на них, и начали они говорить на прежде неизвестных им языках и возвещать весть Божию[1546]. 7А было их всего человек двенадцать.

8В течение трех месяцев Павел посещал синагогу и смело проповедовал там о Царстве Божием, беседуя с людьми и убеждая их. 9Но некоторые из них упорствовали, не хотели верить и хулили перед всеми Путь, учение Божие. Тогда он покинул их, забрав с собой учеников, и в школе некоего Тиранна каждый день проводил свои беседы[1547]. 10Так продолжалось в течение двух лет, и потому все жители Асии, как иудеи, так и язычники, смогли услышать слово Господне.

11Бог руками Павла творил великие чудеса[1548]. 12Даже когда приносили и клали на больных платки или рабочие фартуки, которые надевал Павел, болезни оставляли их и злые духи выходили.

13Некоторые иудейские бродячие заклинатели пытались призывать[1549] имя Господа Иисуса на тех, кто был одержим злыми духами, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, о Котором проповедует Павел, выйти из этого человека!» 14Делали так и семь сыновей некоего Скевы, иудейского первосвященника. 15Но однажды злой дух ответил им: «Иисуса я знаю, и Павел мне знаком, а вы кто такие?» 16И человек, в котором был злой дух, набросился на них, одолел их всех и так расправился с ними, что они, нагие и израненные, убежали из того дома.

17Это стало известно всем жителям Эфеса, как иудеям, так и язычникам. Страх охватил всех, и к имени Господа Иисуса стали относиться с большим почтением. 18И многие уверовавшие приходили и открыто признавались в греховных делах своих. 19А многие из тех, кто прежде занимался чародейством, снесли свои книги в одно место и сожгли их на глазах у всех. Когда подсчитали стоимость сожженных книг, оказалось, что стоили они пятьдесят тысяч серебром[1550]. 20Так слово Господне широко распространялось и влияние его росло.[1551]

21 Когда все это так успешно завершилось, Павел решил[1552] отправиться через Македонию и Ахайю в Иерусалим. «А после Иерусалима, — сказал он, — мне нужно побывать в Риме». 22Двух своих помощников, Тимофея и Эраста, он послал в Македонию, а сам на некоторое время задержался в Асии.

Мятеж в Эфесе

23В то самое время учение, называемое «Путь», послужило причиной сильных волнений в Эфесе. 24 Серебряных дел мастер по имени Димитрий, который изготовлял серебряные изображения храма Артемиды и тем давал хороший заработок мастерам, 25созвал их и других работников, занятых тем же ремеслом, и сказал: «Вы знаете, что от этого ремесла зависит наш достаток. 26А вы сами видите и слышите, что этот Павел убедил многих и совратил своими речами не только в Эфесе, но чуть ли не по всей Асии. Он утверждает, что то не боги, которые руками человеческими сделаны. 27И это угрожает не только тому, что ремесло наше презирать будут, но и храм великой богини Артемиды лишится своего значения, и может случиться, что величие той, которую почитает вся Асия и весь обитаемый мир, умалится».

28Услышав это, они пришли в ярость и стали кричать: «Велика Артемида Эфесская!» 29Весь город был охвачен волнением, и все как один устремились в театр[1553], потащив туда спутников Павла, македонян Гайя и Аристарха. 30Павел сам хотел выйти к народу, но ученики не пустили его. 31 К тому же некоторые друзья Павла, из тех, кто руководил народными собраниями в Асии, посылали к нему своих людей и просили не показываться на этом собрании.

32 Тем временем одни кричали одно, другие — другое, собравшиеся были в полном замешательстве, и большинство даже не знало, зачем они собрались. 33Некоторые люди из толпы окружили Александра[1554], которого выдвинули иудеи, и тот, сделав знак рукой, хотел было объяснить случившееся народу. 34Но когда узнали, что он иудей, все в один голос стали кричать: «Велика Артемида Эфесская!» — и так продолжалось около двух часов.

35Градоначальник[1555], которому наконец удалось успокоить толпу, сказал: «Граждане Эфеса! Кто же не знает, что город Эфес — хранитель храма великой Артемиды и упавшего с неба образа ее? 36Никто не может этого отрицать, а потому необходимо сохранять спокойствие и ничего не делать сгоряча. 37Вот вы привели сюда этих людей, не виновных ни в ограблении храма, ни в хуле на нашу[1556] богиню. 38Если Димитрий и работающие с ним мастера кого–то в чем–то обвиняют, то для того суды действуют и проконсулы есть: пусть жалуются там друг на друга. 39Если же вы просите о чем–то еще большем[1557], то и это будет решаться на собрании граждан в законном порядке. 40Нас просто могут обвинить в мятеже за то, что произошло сегодня без всякого на то основания, и мы ничем не сможем оправдать это скопление народа». Сказав это, он распустил собрание.