New Testament

18страха Божия лишились они[1694]».

19Но мы знаем: в Законе сказанное[1695]а к тем обращено, кто подчинен Закону[1696]б, никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен! 20Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.

И оправдание, и праведность по вере во Христа

21Некогда о праведности Божией[1697]а свидетельствовали Закон и пророки[1698]б, теперь же она открылась людям отдельно от Закона; 22и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех[1699], кто верит, ибо нет различий. 23Все согрешили ведь, и сияния[1700] Божия лишены, 24а оправдываются без заслуг[1701]а, только Его благодатью, через искупление[1702]б во Христе Иисусе. 25–26Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение[1703]а по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив[1704]б и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания; так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.

К праведности через веру, а не заслуги

27Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры. 28Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает[1705]. 29Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их. 30Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных. 31Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?[1706] Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Древнее свидетельство о праведности по вере

4 А что скажем мы о праотце нашем по плоти, об Аврааме[1707]? Чего Он достиг? 2 Если праведным был бы признан он за дела свои, мог бы хвалиться, однако же не перед Богом. 3Что Писание говорит? «Поверил Авраам Богу, и было это зачтено[1708]а ему в праведность»[1709]б.

4Работнику платят по долгу, а не из милости. 5Но когда человек, не ставя себе в заслугу дела свои, доверяется[1710]а Богу, оправдывающему грешника[1711]б, сама вера его вменяется ему в праведность. 6Давид говорит то же самое: называет блаженным[1712] он того человека, которого Бог признает праведным не по делам его:

7«Блажен, кому прощены его беззакония, чьи покрыты грехи;

8блажен человек, грех которого Господом не зачтется»[1713].

9Но это блаженство, оно для обрезанных только или для необрезанных тоже? Мы говорим: «Вера была зачтена Аврааму в праведность». 10Когда же случилось это?[1714] После того, как обрезан был Авраам, или еще до того? Не после, а до того, как был он обрезан. 11А обрезание он получил позже как внешний знак и печать той праведности, какую имел он уже по вере до обрезания. Он отцом стал всех верующих, которым и без обрезания вера их может быть Господом в праведность зачтена; 12он отец и обрезанных, но тех лишь, что не только обрезаны были, а и встали на путь той же веры, какая была у отца нашего Авраама еще в необрезании.

Всё по вере

13 И само обещание Аврааму, что ему и потомкам его будет отдан в наследство весь мир, не с соблюдением Закона было связано, а с праведностью, зависящей от веры[1715]. 14А если наследство получат лишь те, кто Закону послушен, тщетна вера тогда, и не стоит ничего обещание[1716]: 15ничего, кроме гнева, не сулит Закон[1717]; преступления только там не бывает, где нет закона.