New Testament

15Если же неверующий хочет разойтись, пусть так и сделает; брат или сестра в таких случаях не связаны. К миру призвал нас[2023] Бог. 16Откуда ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, откуда знаешь, не спасешь ли жену?[2024]

Пусть каждый живет, как определил ему Господь

17Только пусть каждый живет, как определил ему Господь, и в том положении, в каком призвал его Бог. И это я ставлю за правило во всех церквах. 18Призван ли кто обрезанным, пусть остаётся с обрезанием[2025]; призван ли кто необрезанным, пусть не подвергается обрезанию. 19Обрезание ничто, и необрезание ничто, но всё — в соблюдении заповедей Божьих. 20Пусть каждый остается в том положении[2026], в каком был призван. 21Был ты рабом, когда призвал тебя Бог? Пусть это тебя не тревожит. Если же представится возможность стать свободным, воспользуйся этим наилучшим образом[2027], 22памятуя, что раб, призванный к новой жизни в единении с Господом, — воистину вольноотпущенник Господа, а всякий свободный человек, коли он призван, есть раб Христов. 23За высокую цену вы куплены — так не будьте рабами людей! 24 Пусть каждый из вас, братья, остается с Богом в том положении, в каком был призван.

В этом мире не лучше ли оставаться в безбрачии?

25О девственности же скажу[2028]а, что у меня нет на этот счет какого–то определенного наставления Господня. Но я поделюсь своим мнением как тот, кто по милости Господа удостоился доверия[2029]б. 26Вот что, я полагаю, хорошо для человека в наше суровое время[2030]: хорошо ему оставаться, как он есть. 27Связан ты узами брака с женой? Не ищи развода. Остался без жены?[2031] Не ищи себе жены. 28Впрочем, если и женишься — не согрешишь, и если незамужняя женщина[2032]а выйдет замуж — не согрешит, но вступающих в брак ждет много мук в этой жизни[2033]б, а я бы хотел уберечь вас от этого.

29И потому говорю вам, братья: время, отпущенное нам, коротко; пусть же те, у кого есть жены, впредь живут, так сказать, как те, у кого их нет, 30и плачущие — как не плачущие, и радующиеся — как не радующиеся, и покупающие — как не владеющие купленным, 31и занимающиеся делами этого мира — как люди, не закабаленные ими, ибо мир сей, какой есть, идет к своему концу[2034].

32Я хочу, чтобы вы были свободны от суетных тревог. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, 33а женатый печется о мирском, о том, как угодить своей жене, — 34и дух его раздвоен. Так и незамужняя женщина или девушка заботится о Господнем, чтобы быть и телом и духом Ему посвященной[2035], а замужняя занята мирским, тем, как угодить мужу. 35Говорю это не из желания надеть на вас узду[2036], но чтобы всё у вас было как должно, и вы могли безраздельно посвятить себя Господу — ради вашего блага говорю.

36Если кто–то думает, что он поступает плохо по отношению к своей невесте[2037]а, оставляя ее в девах во вполне уже зрелом возрасте[2038]б, и чувствует, что ему нужно жениться[2039]в, пусть так и делает, как хочет, — не согрешит; такие пусть вступают в брак. 37Если же кто, будучи тверд сердцем, по собственной своей воле, ничем к тому не понуждаемый, твердо решил в уме своем блюсти свою невесту в девстве, хорошо он делает. 38Так что, кто женится на своей невесте[2040]а, поступает хорошо, но тот, кто не женится[2041]б, поступает лучше.

39Жена связана со своим мужем, пока он жив. Если же он умрет, она вправе[2042]а снова выйти замуж за кого хочет, но только это должен быть христианский союз[2043]б. 40Однако она блаженнее[2044] будет, если останется незамужней; такое мое мнение, а я думаю, что и во мне есть Дух Божий.

Знание или любовь?

8 Теперь о мясе, которое приносят в жертву идолам. Понятно, что «все мы обладаем знанием». «Знание» делает человека надменным, а любовь его созидает.[2045] 2 Если кто думает, будто он нечто познал уже, тот не знает еще так, как должно знать, 3но если человек любит Бога, то и Бог знает его[2046].

4 Так вот, о том, можно ли есть мясо, которое приносят в жертву идолам. Мы знаем, что «идол, в действительности, ничего из себя не представляет»[2047] и что «нет никакого другого Бога, кроме Единого». 5Если же для кого–то и существуют на земле или на небе так называемые «боги» (их ведь в самом деле много, как и господ), 6то у нас всё–таки — один Бог, Отец, от Которого всё исходит и для Которого мы созданы, один и Господь у нас — Иисус Христос, через Которого всё сотворено и Которым мы живы[2048].

7Не у всех, однако, такое знание. Некоторые до сих пор по привычке к идолопоклонству, когда им приходится есть жертвенное мясо, едят его как посвященное идолу, тогда их нестойкая[2049] совесть оскверняется. 8Но пища не приближает нас к Богу. Мы не становимся хуже, если не едим, и не делаемся лучше, когда едим.

9Смотрите только, как бы такое ваше право[2050]а не оказалось западней[2051]б для немощных. 10Ведь если случится, что кто–то из них увидит тебя за столом в языческом храме, — тебя, у которого знание, — не придаст ли это ему смелости есть идоложертвенное, вопреки укорам совести[2052]? 11Вот и погибает от твоего знания слабый брат твой, за которого умер Христос. 12 Согрешая так против братьев ваших и сестер, нанося раны их немощной совести, вы грешите, стало быть, против Христа. 13А потому, если пища может стать причиной падения[2053] брата моего, я больше никогда не буду есть мяса, чтобы из–за меня не пал брат мой.