New Testament

36Если кто–то думает, что он поступает плохо по отношению к своей невесте[2037]а, оставляя ее в девах во вполне уже зрелом возрасте[2038]б, и чувствует, что ему нужно жениться[2039]в, пусть так и делает, как хочет, — не согрешит; такие пусть вступают в брак. 37Если же кто, будучи тверд сердцем, по собственной своей воле, ничем к тому не понуждаемый, твердо решил в уме своем блюсти свою невесту в девстве, хорошо он делает. 38Так что, кто женится на своей невесте[2040]а, поступает хорошо, но тот, кто не женится[2041]б, поступает лучше.

39Жена связана со своим мужем, пока он жив. Если же он умрет, она вправе[2042]а снова выйти замуж за кого хочет, но только это должен быть христианский союз[2043]б. 40Однако она блаженнее[2044] будет, если останется незамужней; такое мое мнение, а я думаю, что и во мне есть Дух Божий.

Знание или любовь?

8 Теперь о мясе, которое приносят в жертву идолам. Понятно, что «все мы обладаем знанием». «Знание» делает человека надменным, а любовь его созидает.[2045] 2 Если кто думает, будто он нечто познал уже, тот не знает еще так, как должно знать, 3но если человек любит Бога, то и Бог знает его[2046].

4 Так вот, о том, можно ли есть мясо, которое приносят в жертву идолам. Мы знаем, что «идол, в действительности, ничего из себя не представляет»[2047] и что «нет никакого другого Бога, кроме Единого». 5Если же для кого–то и существуют на земле или на небе так называемые «боги» (их ведь в самом деле много, как и господ), 6то у нас всё–таки — один Бог, Отец, от Которого всё исходит и для Которого мы созданы, один и Господь у нас — Иисус Христос, через Которого всё сотворено и Которым мы живы[2048].

7Не у всех, однако, такое знание. Некоторые до сих пор по привычке к идолопоклонству, когда им приходится есть жертвенное мясо, едят его как посвященное идолу, тогда их нестойкая[2049] совесть оскверняется. 8Но пища не приближает нас к Богу. Мы не становимся хуже, если не едим, и не делаемся лучше, когда едим.

9Смотрите только, как бы такое ваше право[2050]а не оказалось западней[2051]б для немощных. 10Ведь если случится, что кто–то из них увидит тебя за столом в языческом храме, — тебя, у которого знание, — не придаст ли это ему смелости есть идоложертвенное, вопреки укорам совести[2052]? 11Вот и погибает от твоего знания слабый брат твой, за которого умер Христос. 12 Согрешая так против братьев ваших и сестер, нанося раны их немощной совести, вы грешите, стало быть, против Христа. 13А потому, если пища может стать причиной падения[2053] брата моего, я больше никогда не буду есть мяса, чтобы из–за меня не пал брат мой.

9 Но разве не свободен я? Или я не апостол? Разве я не видел Иисуса, Господа нашего? Разве вы не плод моего труда для Господа? 2 Если для других я — не апостол, для вас–то уж точно апостол, ведь сами вы в вашем единении с Господом и есть свидетельство[2054] моего апостольства.

3Вот мой ответ[2055] тем, кто меня судит. 4Не имеем ли мы права[2056] есть и пить? 5Нет ли у нас и права всегда иметь рядом с собой жену–христианку, как то делают остальные апостолы, и братья Господа, и Кифа? 6Только ли Варнава и я не вправе перестать зарабатывать на жизнь?

7Кто из служащих в армии содержит себя сам? Сажает ли кто виноградник, чтобы не есть плодов его? Кто пасет стадо, не пользуясь молоком от него? 8Сужу об этом не только по человеческим представлениям. Разве не то же самое говорит Закон[2057] Моисеев? 9Ведь в нем написано: «Не мешай волу есть то, что молотит он»[2058]. О волах ли тут речь? 10Не о нас ли прежде всего заботится Бог? Конечно, так: ради нас всё это и было сказано, потому что и пашущий должен пахать, и молотящий — молотить с надеждой получить свою часть урожая. 11Будет ли это слишком много, если, посеяв вам духовное, мы пожнем у вас блага земные[2059]? 12 Если у других есть право на вашу поддержку, то не большее ли у нас?

…отказ от своих прав — дело чести

Но мы не воспользовались своим правом, напротив, мы всё переносим, лишь бы нам ничем не помешать распространению Благой Вести Христа. 13Вы и сами знаете, что священнодействующие питаются от храма[2060], что служащие при жертвеннике получают свою долю от жертвенных приношений? 14 Так и Господь установил, чтобы возвещающие Благую Весть от нее и жили.

15Но я ничем из того не воспользовался и не затем писал, чтобы так было и для меня, ибо лучше умереть мне, чем сделать это… Никто да не обратит мою похвалу в пустые слова! 16Я не считаю себя вправе хвалиться тем, что возвещаю Благую Весть, ведь я обязан это делать, и горе мне, если я эту Весть не проповедую. 17Если бы я делал это по собственной воле, то имел бы право на вознаграждение, но раз не по своей воле действую, значит, только исполняю возложенную на меня обязанность[2061]. 18В чем же тогда моя награда? В том как раз, что я могу возвещать Благую Весть[2062] безвозмездно, поступаясь своим законным правом проповедующего Евангелие.

19Хоть ни от кого и не зависим я, но сделал себя рабом всех, чтобы приобрести как можно больше людей для Христа. 20Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто под Законом, — как находящийся под Законом (хотя я сам и не под Законом), чтобы приобрести тех, кто под Законом; 21для язычников, не знающих Закона, — как не знающий его (хотя живу я не без закона Божьего, ибо предан закону Христа), чтобы приобрести не знающих Закона. 22Для слабых стал я слабым, чтобы приобрести слабых. Для всех я сделался всем, чтобы любой ценой спасти некоторых. 23Всё это я делаю ради Благой Вести, чтобы быть сопричастным ее благословениям.