New Testament

12Говорите и действуйте всегда как люди, которые по закону свободы судимы будут. 13Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости[3310]а. Ей, которую отвергли они, — торжествовать на Суде[3311]б.

Вера и дела

14Что пользы в том, братья мои, когда говорит кто–то, что верует, а делом этого никак не подтверждает[3312]? Спасет ли его такая вера? 15Если брат или сестра ваши нуждаются в одежде и голодают, 16а кто–то из вас скажет им: «Всего доброго вам[3313]а, одевайтесь теплей[3314]б да питайтесь получше», но сам не даст им того, в чем у них нужда, что пользы в словах его? 17Так и с верой: без дел она мертва, сама по себе ничто.

18Если попробует кто–то возразить на это: «Одному дается вера, а другому — дела[3315]», отвечу ему: «Покажи мне эту веру твою, которая без дел, а я тебе свою в делах моих представлю». 19Ты веришь, что только один есть Бог? Хорошо делаешь. Однако ведь и бесы веруют и трепещут притом.

20Но не угодно ли тебе, жалкий[3316]а ты человек, признать, что вера без дел тщетна[3317]б? 21 Когда Авраам, отец наш, возложил Исаака[3318]а, сына своего, на жертвенник, разве не за это свидетельство[3319]б веры был он признан праведным[3320]в? 22 Ты и сам знаешь, что именно вера Авраама явила себя в делах его и совершенной она в делах этих стала. 23 Тут всё вышло по Писанию: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»[3321]. И назван был Авраам другом Божьим. 24 Так что видите, будет признан человек праведным[3322] или нет — от дел его зависит, а не от одной только веры.

25Вот и Раав, блудница, разве не делами по вере ее угодила она Богу[3323]а, когда приняла в дом свой вестников[3324]б и проводила их другой, безопасной дорогой? Так что снова скажу: вера без дел, как тело без духа, мертва.

Своеволие языка

3 Не каждому из вас, братья мои, следует становиться учителем, вы ведь сами знаете, что если других учим мы, то с большей строгостью будем судимы. 2Все мы то и дело ошибаемся[3325]. А кто в речах своих не согрешает, тот уже человек совершенный и может всё тело свое обуздать.

3Удила, которыми управляем лошадью, кладутся ей в рот, но повинуется она нам всем телом своим. 4 Так и с кораблями: как бы ни велики они были и какими бы сильными ветрами ни носило их, управляют ими с помощью небольшого руля, который во власти кормчего. 5Вот и язык: мал он в теле человека, но сколь многим может похваляться! Подумайте только, какой большой лес загорается от одной малой искры[3326]. 6Язык — что огонь. Расположенный между другими частями тела нашего, он может стать средоточием зла[3327]а, которым оскверняется всё тело и от которого сгорает порой вся жизнь[3328]б человека — язык от огня геенны[3329]в возжигается.

7Человек может укротить и укротил уже всякую тварь (зверей и птиц, пресмыкающихся и обитателей моря), 8а вот язык никто из людей укротить не может. Зло неодолимое, он полон яда смертоносного.

9Языком славим[3330]а мы Господа[3331]б, Отца нашего; им же проклинаем человека, рожденного по образу и подобию Божию. 10Хвалы[3332] и проклятия с одних и тех же уст сходят. Не должно такого быть, братья мои. 11Льется ли из одного источника и пресная вода, и соленая? 12 Может ли, братья мои, смоковница принести маслины, а виноградная лоза — смоквы? Не может и соленый источник дать пресную воду.[3333]

Истинная мудрость

13 Кто среди вас мудр и учен? Пусть докажет он это примерной жизнью своей, делами, в коих явит себя его кротость, за которой мудрость.[3334] 14 Если же в сердце вашем поселился дух черной зависти и самовлюбленности, не хвалитесь и ложью своей не заслоняйте истину: 15нет тут мудрости, которая свыше, а только земная, бездуховная, бесовская. 16Ибо, где зависть и себялюбие, там неустройство, там всякие злые дела.

17А мудрость, что от Бога, она, прежде всего, чиста, и она — в миролюбии, снисходительности[3335], готовности уступать, она свободна от пристрастия и лицемерия, исполнена милосердия и приносит добрые плоды истинной праведности. 18Но праведность эта есть плод того семени, что спокойно сеется миротворцами.[3336]