Orthodox Catechism

(Еф. 3:21).

256. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ НАЗВАНА ЕДИНОЙ?

Церковь едина (т. е. одна) потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу — Христа и одушевляется одним Духом Божиим.

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех»

(Еф. 4:4-6).

257. КТО ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ?

Иисус Христос есть единственная глава единственной Церкви. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия,

«никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»

(1 Кор. 3:11). Поэтому у Церкви, как тела Христова, не может быть другой главы, кроме Господа Иисуса Христа. Церковь, пребывающая до окончания времён, нуждается и во всегда пребывающей своей главе, каковой может быть только Господь Иисус Христос. Поэтому даже апостолы называются лишь служителями Церкви (см. Кол 1:24-25).

258. КАКУЮ ОБЯЗАННОСТЬ НАКЛАДЫВАЕТ НА НАС ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ?

Единственность Церкви налагает на нас обязанность

«сохранять единство духа в союзе мира»

(Еф. 4:3).

259. КАК ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ СООТНОСИТСЯ С НАЛИЧИЕМ МНОГИХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ?

Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой вселенской Церкви. Самостоятельность видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единственного тела Церкви вселенской, иметь одну главу — Христа и общий дух веры и благодати. Это единство видимо выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах.

260. ЕДИНА ЛИ ЦЕРКОВЬ, ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА ЗЕМЛЕ И ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА НЕБЕ?

Существует единство между земной и небесной Церковью, как в их отношении к общей главе Господу нашему Иисусу Христу, так и в связи со взаимным общением друг с другом.

261. КАК СООБЩАЕТСЯ ЦЕРКОВЬ НА ЗЕМЛЕ С ЦЕРКОВЬЮ НА НЕБЕ?