Orthodox Catechism
(2 Кор. 5:10).
371. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ДУШИ ПРАВЕДНЫХ ПРЕБЫВАЮТ В ПРЕДНАЧИНАНИИ БЛАЖЕНСТВА?
Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:22).
372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?
Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел:
«Имею желание разрешиться и быть со Христом»
(Флп. 1:23).
373. В ЧЁМ СОСТОИТ НАДЕЖДА ДУШ ВЕРУЮЩИХ, НЕ УСПЕВШИХ ПРИНЕСТИ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ?
Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.
374. ЭТО УЧЕНИЕ ОСНОВАНО ОСНОВАНО НА ПРЕДАНИИ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, НАЧАЛА КОТОРОГО ВИДНЫ ЕЩЁ В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ.
Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2 Мак 12:43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва» (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы о тех, кто удерживается в аду, с надеждой для них мира, прекращения мучений и свободы.
О двенадцатом члене Символа веры
375. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Жизнь будущего века — это жизнь, которая будет после воскресения мёртвых и всеобщего Суда Христова.
376. КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?
Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем.
«Еще не открылось, что будем»
(1 Ин. 3:2).
«Знаю человека во Христе…»
— говорит апостол Павел, — который