Orthodox Catechism

— говорит Иисус Христос,—

не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня»

(Мф. 10:37).

493. ЕСЛИ ВЕСЬ ЗАКОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ, ТО ЗАЧЕМ РАЗДЕЛЕНИЕ ЕГО НА ДЕСЯТЬ?

Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему.

494. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?

Обязанности по отношению к Богу изложены в первых четырех заповедях.

495. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?

В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй — избегать ложного богопочитания. В третьей — не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой — соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.

496. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?

Обязанности к ближним изложены в последних шести заповедях.

497. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?

В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди — не вредить жизни ближних. В седьмой — не вредить чистоте их нравов. В восьмой — не вредить их собственности. В девятой — не вредить им словом. В десятой — даже не желать вредить им.

498. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ?

Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.

О первой заповеди

499. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «Я — ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ»?

Словами

«Я — Господь, Бог твой»

— Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа, как Бога.

500. КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОЗНАВАТЬ БОГА?

Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Cвященное Писание, во-вторых, писания святых отцов.